RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN THE FIELD OF SCIENCE AND EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "ONE BELT - ONE ROAD" INITIATIVE

 

Oleg Khyshiktuev

candidate of juridical sciences, associate professor, head of department of International Law, Honoured Lawyer of Russia, Buryat State University,

Russia, Ulan-Ude

Evgeniya Yuzhikova

postgraduate student of Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the RAS,

Russia, Ulan-Ude

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье предпринимается попытка проанализировать российско-китайское сотрудничество в области образования, дать характеристику инициативе «Один пояс, Один путь», рассмотреть наиболее успешные механизмы сотрудничества, а также перспективы развития российско-китайских отношений в сфере образования и науки.

ABSTRACT

“One Belt - One Road” Initiative is one of the most ambitious and promising projects of the 21st century. The initiative is designed to strengthen bilateral and multilateral cooperation between states in various areas of cooperation and create a platform for more effective cooperation between countries located along the “One Belt - One Road”. This article attempts to analyze Russian-Chinese cooperation in the field of education, characterize the “One Belt, One Road” Initiative and consider the most successful mechanisms of cooperation, as well as the prospects for the development of Russian-Chinese relations in education and science.

 

Ключевые слова: российско-китайские отношения, «Один пояс, Один путь», гуманитарное сотрудничество, наука и образование.

Keywords: Russian-Chinese Relations, “One Belt-One Road” Initiative, humanitarian cooperation, science and education.

 

Инициатива «Один пояс, Один путь» впервые была выдвинута в 2013г. председателем КНР Си Цзиньпином и включает в себя два проекта возрождения шелкового пути: «Экономический пояс шелкового пути» и «Морской шелковый путь». 7 сентября 2013 г. на лекции Назарбаевского университета, Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с речью, в которой была впервые изложена суть «Экономического пояса шелкового пути». 3 октября 2013 г., во время визита в Юго-Восточную Азию, на саммите АТЭС в Индонезии, Председателем КНР Си Цзиньпином была выдвинута идея создания «Морского шелкового пути». По мнению Председателя КНР Си Цзиньпина, изменения, происходившие на международной арене в течение последних 20 лет, требуют создания нового формата международного сотрудничества, который будет способствовать углублению и расширению взаимовыгодного сотрудничества между Евразийскими странами.

Инициатива «Один пояс, Один путь», включает в себя 5 основных направлений реализации сотрудничества: «политическая координация», «взаимосвязь инфраструктуры», «бесперебойная торговля», «свободное движение капитала», а также «сближение народов».

«Сближение народов» является гуманитарной основой совместного строительства Инициативы «Один пояс, один путь». Для выстраивания дружеских, стабильных, взаимовыгодных отношений между государствами необходимо, чтобы сотрудничество происходило не только на высшем уровне, но также существует необходимость развивать прямые связи непосредственно между народами. Страны, расположенные вдоль инициативы «Один пояс, Один путь» имеют разные исторические культуры, разные религиозные верования, разные политические системы и т.д., поэтому развитие гуманитарного сотрудничества, в том числе и развитие сотрудничества в сфере культуры, образования и науки призвано ознакомить народы различных стран с традициями друг друга, способствовать взаимопониманию, взаимному доверию и взаимоуважению.

Рассматривая российско-китайские гуманитарные отношения следует отметить, что важным моментом в их развитии стало создание Межправительственной Комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта в июле 2000 г. Задачей Комиссии является  стимулирование российско-китайского культурного сотрудничества, а также разработка конкретных планов по расширению и углублению кооперации двух стран в гуманитарной области. В июле 2007 г. межправительственная Комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта была преобразована в Российско-Китайскую Комиссию по гуманитарному сотрудничеству. В рамках работы Комиссии проводятся ежегодные встречи, на которых обсуждаются важные вопросы, касающиеся сотрудничества в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, кинематографии, архивов, молодежных обменов. На сегодняшний момент российско-китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству успешно осуществляет свою деятельность в течении 20 лет, выполняя координирующую и направляющую роль в гуманитарном сотрудничестве двух стран.

За последние пятнадцать лет, в российско-китайских отношениях сформировалась традиция проведения механизма перекрестных годов, которая значительно активизировала контакты между странами и вывела народную дипломатию России и Китая на новый уровень. Целью механизма перекрёстных годов является более быстрая координация целей, задач и приоритетов двухстороннего сотрудничества. Так, 2006-2007 года были объявлены Годами России в Китае и Китая в России соответственно; 2009 г.  - Год русского языка в КНР, 2010 - Год китайского языка в России; 2012-2013 гг. - Годы туризма; 2014-2015 гг. - Годы дружественных молодежных обменов; 2016-2017 гг.- Годы сотрудничества России и Китая в СМИ. 2020-2021 г. объявлены Годами научно-технического и инновационного сотрудничества.

В августе 2020 г. во время открытия Года Российско-Китайского научно-технического и инновационного сотрудничества Россия и Китай подписали ряд стратегически важных документов, таких как соглашение между Научно-исследовательским институтом вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова и институтом микробиологии Китайской академии наук о создании совместной исследовательской лаборатории,  «Протокол о проведении мероприятий в рамках проведения Годов российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества в 2020-2021 гг.» и т.д. Во время проведения Годов Российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества будет организовано более 1000 совместных мероприятий. Среди планируемых мероприятий - создание переводческого центра (центра поддержки российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества), создание совместной химической лаборатории на базе Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова и Чанчуньского политехнического университета и т.д.

На сегодняшний день, Китай занимает первое место по количеству студентов, получающих образование за рубежом, а также занимает восьмое место среди стран, по количеству иностранных студентов, получающих образование в Китае. Реализация Инициативы «Один пояс, Один путь» предоставляет хорошую возможность для содействия открытию, обменам и интеграции сотрудничества в сфере образования между государствами.

13 июля 2016 г. Министерством образования КНР был принят «План действий в сфере образования в рамках инициативы «Один пояс, один путь»». Согласно Плану действий, Китай планирует сосредоточиться на трех аспектах деятельности в сфере образования: во-первых, развитие и укрепление двусторонних связей между национальными системами образования [1], а именно -  усиление коммуникации в сфере образовательной политики, обеспечение бесперебойной работы каналов сотрудничества в сфере образования, содействие языковым обменам между странами на маршруте, содействие установлению связей между людьми в странах, расположенных вдоль маршрута, а также содействие соединению стандартов сертификации ученых степеней.      

Во-вторых, наращивание и углубление сотрудничества в области подготовки талантливой молодёжи.[1] Для того, чтобы содействовать подготовке востребованных молодых специалистов в государствах, прилегающих  к территории Шелкового пути, Министерством образования Китая была разработана стипендиальная программа «Один пояс, Один путь», которая начала свою работу в конце 2016 г.  и предоставляет стипендии иностранным студентам по таким направлениям как космонавтика, электрическая инженерия, эксплуатация железных дорог, юриспруденция, китайская медицина, финансы, архитектура, электронно-информационная инженерия и др. В тоже время, Китай стремится помочь наиболее талантливой китайской молодежи получить образование за рубежом. Ежегодно Китайский стипендиальный совет выделяет несколько тысяч стипендий для обучения за границей.

В-третьих, коллегиальное создание прямых механизмов, обеспечивающих реализацию совместных международных проектов.[1]  В рамках данного направления, существует необходимость усилить консультации на высшем уровне по осуществлению культурно-гуманитарных обменов между странами «Шелкового пути», создать платформу для международного сотрудничества, осуществлять помощь в сфере образования странам «Шелкового пути».

На фоне выдвижения инициативы «Один пояс, Один путь» в целях развития сотрудничества в сфере высшего образования, в январе 2015 г. Сианьский транспортный университет взял на себя инициативу создания Альянса университетов нового Шелкового пути. Альянс Университетов - важная неправительственная и некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в области образования, целью которой является создание эффективной платформы для сотрудничества в области высшего образования. В настоящее время участниками Альянса является 150 университетов из 38 стран мира, среди которых российские университеты, такие как Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Также необходимо отметить, что в последнее время на базе российско-китайских учебных заведений создаются совместные международные вузы, учебно-образовательные и научно-исследовательские центры. Одним из наиболее успешных проектов российско-китайского сотрудничества в сфере образования стал - Совместный Университет Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова и Пекинского Политехнического Института в Шэньчжэне.

Важную роль в распространении китайского языка, культуры и истории Китая играют Институты Конфуция, которые также осуществляют подготовку учителей китайского языка. Первый Институт Конфуция в России был открыт в 2005 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета. На сегодняшний день на территории России действуют 19 Институтов Конфуция и 4 класса Конфуция. В свою очередь, на территории Китая действуют Центры изучения русского языка. Наиболее крупными исследовательскими центрами русского языка являются Русский центр в Пекинском Университете иностранных языков, Русский центр в Шанхайском Университете иностранных языков, Русский центр в Даляньском Университете иностранных языков и т.д. Также Северо-Восточный федеральный университет планирует открыть Центры русского языка и литературы в Чанчуньском институте науки и технологий и  в Хэйлунцзянском восточном университете.

Таким образом, сближение народов – социальная основа реализации инициативы «Один пояс, Один путь», целью которой является расширение культурно-гуманитарного сотрудничества между государствами. В рамках реализации данного направления особое место занимают обмены в сфере науки и образования. Россия и Китай сформировали слаженный механизм сотрудничества в данной области, но как правило, это сотрудничество хорошо развито на высоком уровне, поэтому требуется сделать упор на укрепление связей между народами. Например, необходимо организовывать большее количество мероприятий в рамках научных и образовательных обменов, а также создавать новые площадки для культурно-гуманитарного сотрудничества. Если говорить, о более долгосрочной перспективе, в рамках инициативы «Один пояс, один путь», российско-китайское гуманитарное сотрудничество должно основываться на долгосрочных интересах двух народов, опираться на исторические и культурные традиции, национальные особенности двух стран, а также способствовать распространению продуктов культурной и духовной деятельности двух государств. Например, необходимо переводить не только классические, но и современные научные труды и произведения литературы, развивать институт визитов научных деятелей и профессионалов в различных сферах сотрудничества, что могло бы способствовать взаимопониманию, взаимному доверию и взаимоуважению между российским и китайским народами.

 

Список литературы:

  1. Вэй Лиянь, Чжан Мяожань Выбор стратегии подготовки кадров в рамках инициативы КНР «Один пояс, один путь» («Экономический пояс шелкового пути и морской шелковый путь XXI века») // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. №12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-strategii-podgotovki-kadrov-v-ramkah-initsiativy-knr-odin-poyas-odin-put-ekonomicheskiy-poyas-shelkovogo-puti-i-morskoy-shelkovyy-put (дата обращения: 10.09.2020).
  2. Официальный сайт Инициативы «Один пояс, Один путь» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (Дата обращения 23.09.2020).
  3. Официальный сайт Правительства РФ/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://government.ru/news/40273/ (Дата обращения 01.10.2020).
  4. Положевич Р. С. Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой на современном этапе // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnoe-sotrudnichestvo-rossiyskoy-federatsii-s-kitayskoy-narodnoy-respublikoy-na-sovremennom-etape (дата обращения: 27.09.2020).
  5. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морской шелковый путь XXI века / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.riatr.ru/2015/3/Russia_and_ATR_2015-3_255-270.pdf/ (Дата обращения 25.09.2020).
  6. 推进共建“一带一路” 教育行动 / [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: https://baike.baidu.com/item/推进共建“一带一路” 教育行动/19894766 (Дата обращения 25.09.2020).