COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERACTION OF MODERN MODELS OF PARLIAMENT AND GOVERNMENT IN THE INFORMATION SOCIETY

 

Surayo Adilkhodjaeva

Doctor of Law, Head of the Department of the University of World Economy and Diplomacy,

Uzbekistan, Tashkent

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется взаимоотношение между исполнительной и законодательной ветвями власти на примере Германии. На основе опыта дуалистической системы, автор представил выводы и предложения по совершенствованию эффективности взаимодействия между Олий Мажлис и Кабинетом Министров. Автор представил также рассматривает значение электронного парламента в условиях информационного общества. 

ABSTRACT

The article analyzes the relationship between the executive and legislative branches of power in the example of Germany. Based on the experience of the dualistic system, the author presented the conclusions and proposals on improving the effectiveness of interaction between the Oliy Majlis and the Cabinet of Ministers. The author presented also examines the importance of e-parliament in the information society.

 

Ключевые слова: дуалистическая модель, исполнительная ветвь, законодательная ветвь власти, парламент, кабинет министров, полномочия, информационное общество, электронный парламент.

Keywords:  dualistic model, executive branch, legislative branch of government, parliament, cabinet of ministers, powers, information society, electronic parliament.

 

Государство, государственность - это те важные социально-политические институты, которые выступают главными показателями цивилизованности и прогрессивности общества. Развитие государственности происходило в истории человечества эволюционным путем. Узбекская государственность имеет глубокие исторические корни, а в то же время развитие государственности современного Узбекистана происходит с учетом ценнейших демократических достижений и мирового опыта. Эволюция государственности - многогранный процесс, в который вовлечены все структуры власти. За годы независимости государственность Узбекистана динамично и последовательно совершенствовалась, и государственное строительство у нас вобрало фундаментальные демократические ценности, и вместе с тем возрожденные государственные и общественные институты, имеющие многовековые традиции на нашей древней земле. При этом огромное значение имеет развитие такого непременного института современной государственности, как парламентаризм.

Развитие парламентаризма на современном этапе как одного из основных демократических институтов зависит от ряда факторов. Ключевая роль в эффективности парламента принадлежит функциональному взаимодействию парламента и правительства. В работе Парламента с Правительством реализуются такие демократические конституционные принципы разделения власти на три ветви, сдержки и противовесы между законодательной и исполнительной ветвями власти.  

Формирование двухпалатного парламента в Узбекистане, во-первых, значительно расширяет компетенцию и функции законодательной ветви власти; во-вторых, повышает качество принятия законов; в-третьих, позволяет учитывать интересы всех регионов Республики. Одной из фундаментальных устоев государственности Узбекистана, закрепленной в Конституции (ст.11), является реализация принципа осуществления государственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых равноправны. 

В современном государственном строительстве в странах с устоявшей демократией наблюдается тенденция отделения главы государства от исполнительной власти и выполнение президентом арбитражных функций по отношению к другим институтам государственной власти [3, С.134-138]. Центральная исполнительная власть подразделяется на монистическую и дуалистическую в зависимости от того, является ли глава государства одновременно главой правительства, или же обладает отдельными арбитражными полномочиями [6, С.268].

Дуалистическая модель исполнительной власти на национальном уровне является константой для большинства западноевропейских стран. Исполнительная власть разделена между президентом и правительством, назначаемых главой государства во Франции, Италии, ФРГ, Греции, Португалии, Ирландии, Финляндии, Австрии или монархом и правительством в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Дании, Испании. Возникает вопрос: зачем вводить такую сложную структуру центральной исполнительной власти, если монистическая модель организационно более проста?

В государствах с развитой демократической системой налицо тенденция постоянной модернизации и рационализации государственных институтов.  Такая тенденция, в частности, особенно ярко проявляется в ФРГ, Франции, Италии, где, с одной стороны, с помощью формальных юридических норм было совершенствовано функционирование центральных органов государственной власти и применены различные конструкции по обеспечению устойчивости системы государственных органов при их взаимодействии. А с другой стороны, усиление парламента с помощью расширения спектра форм, методов и действенности парламентского контроля [1, 246].

Следует отметить, что основным вопросом при такой модернизированной системе парламентаризма является вопрос о распределении полномочий между главой государства, парламентом и правительством. При этом каждое государство исходит из своей политической истории, расстановки политических сил и приоритетности задач на данный момент, т.к. дуалистическая модель на современном этапе развития общества является наиболее гибкой политической конструкцией.

В парламентских странах формирование правительства не происходит путем прямых выборов, а происходит не основе принципа партийности. В странах со смешанной формой правления, как например, во Франции, Премьер-министр не обязан быть членом парламента.

Дуалистическая модель, сочетающая в себе черты президентской и парламентской моделей, представляет наиболее гибкую демократическую государственную систему. Впервые такую модель предложил Шарль де Голь и его идеи были воплощены во Франции в Конституционном законе 1958 года. Поэтому, будет правильно рассмотреть эту модель на примере Франции.   

Центральное место в системе власти Франции занимает Президент. В Конституции отражена идея «арбитражной роли» главы государства, согласно которым Президент обеспечивает координацию между ветвями власти и преемственность государства.

Ряд важнейших полномочий осуществляется Президентом самостоятельно – роспуск нижней палаты парламента, введение чрезвычайного положения, назначение премьер-министра и членов кабинета (при обязательном последующем одобрении правительственной программы парламентом). Конституция 1958 г. ввела «бицефальную» (двуглавую) модель исполнительной власти, разделенной между Президентом и Премьером при сохранении превосходства Президентом, вытекающего из его статуса [2, C.34].

Основными формами парламентского контроля во Франции является парламентские расследования, петиция, вопросы к членам правительства, обращение депутатов и сенаторов к медиатору, парламентский запрос и выражения вотума недоверия правительству. Последние поправки Конституции 2000 и 2007 гг. несколько изменили баланс в системе властей: срок полномочий Президента был сокращен с 7 до 5 лет, установлено право объявления импичмента Президенту 2/3 депутатов и сенаторов обеих палат парламента. Конституционный контроль осуществляется Конституционным советом, который осуществляет контроль над принятыми законами.

Правительство может быть однопартийным, коалиционным и техническим. Коалиционное правительство, как правило, формируется, если в результате выборов ни одна партия не получила большинство мест в парламенте. Коалиционное правительство включает в состав представителей двух или нескольких партий. Возможно образование коалиционного правительства до выборов, как это часто происходит в ФРГ.  Федеральный канцлер в Германии возглавляет правительство и несет ответственность за его работу. Правительство несет солидарную ответственность перед парламентом за проведение социально-экономической и внешней политики. Солидарная ответственность означает, что в результате вотума недоверия Федеральному канцлеру все правительство выходит в отставку.  Федеральный канцлер избирается Бундестагом – нижней палатой Парламента Германии по предложению президента.  В назначении федеральных министров Парламент не участвует.  Главой ФРГ согласно Конституции является Федеральный президент, которого избирает на пятилетний срок специально созываемое Федеральное собрание, которое создается из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель. Бундестаг может выразить вотум недоверия Федеральному канцлеру или отдельному министру. Однако, есть механизм сдержек и противовесов в такой ситуации. Если ходатайство Федерального канцлера о выражении ему доверия не встретит одобрения большинства членов Бундестага, Федеральный президент может по предложению Федерального канцлера в течение двадцати одного дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, как только большинство членов Бундестага изберет другого Федерального канцлера.

Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Один из изветных постулатов ХХ века гласит: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”.  Этот постулат был сформирован Ф.Бэконом и был подхвачен У.Черчелем. Ведь в современном мире информация стала не только средством познания, распространения и обмена знаниями, но и товаром, политическим инструментом, способом беспрецедентного психологического воздействия. С информацией тесно связано понятие «информатизация». Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Таким образом, процесс информатизации приводит формированию информационного пространства.  Развитие информационного пространства и широкое использование информационных технологи и функционирование системы электронного правительства открыло новую эру во взаимодействиях между ветвями власти. Информационное пространство – это совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, которые функционируют по единым общеустановленным правилам и принципам, формирующие информационное общество [4, С.21]. 

Система электронного парламента позволяет обеспечить максимально эффективную и продуктивную работу депутатов вне зависимости от того, где они находятся: в регионах, в командировках или в зале заседаний. Преимущества использования электронного парламента, выражающиеся в снижении временных и материальных затрат, а также в получении доступа к огромному человеческому потенциалу, способны сделать человека и все общество контролером знаний и двигателем прогресса. [5, С.18]. Особенно возросло значение электронного парламента в период пандемии, когда работа парламента должна активизироваться, но в тоже время необходимо сохранить здоровье и безопасность парламентариев.

Таким образом, в результате эволюции парламента и развития многопартийности, глава государства играет роль важную роль – сохранения стабильности в условиях плюрализма, конкуренции и борьбы между различными политическими силами. При монистической модели возникает опасность перевеса сил в сторону парламента из-за жесткого контроля им исполнительной власти. А в обстоятельствах, когда нужно оперативно принимать решения, быстро реагировать на сложившую внутреннюю или внешнюю политическую ситуацию парламент, как правило, допускает проволочки. Дуалистическая модель исполнительной власти наиболее полно реализуется система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной ветвями власти и в организационном, и в функциональном аспектах. Дуалистическая модель зарекомендовала себя как самая гибкая в современных условиях и что весьма важно такая модель максимально сохранят стабильность, внутреннюю и внешнюю безопасность в стране. Система электронного парламента показала свою эффективность, особенно в период пандемии CJVID-19, в условиях тотального карантина.

 

Список литературы:

  1. Афанасьева О.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Малько А.В.. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма,. — 320 с.2004.
  2. Лузин В.В. Полупрезидентская модель разделения властей (на примере Франции) // Право и политика, 2000г., №1, С.31-40.
  3. Макланов В.В. Исполнительная власть: глава государства и правительства // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.2012 С.706.
  4. Содиков С.А. Формирование и развитие правовых основ системы “электронное правительство” в Республике Узбекистан автореф. дис. на соиск. уч.ст. докт.ф. (PhD) по юр. наукам.Т.;Академия гос.упр. при Президенте Республик Узбекистан, 2020, 182 С.
  5. Харченко О.И. Электронный парламент как стадия развития информационного общества //Вестник саратовского социально-технического института. 2014, №2(51), С.!8-20.
  6. Favoreu L. and et. Droit constitutonnel. 2008. № P.627.