COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE ARCTIC: CONSENSUS, CURRENT STATE, CHALLENGES AND RESPONSE METHODS

Fei Junhui

Ph.D. in Philology Guangdong University of Foreign Studies,

China, Guangzhou

CaiLuandong

fourth-year student Guangdong University of Foreign Studies,

China, Guangzhou

 

Работа выполнена при поддержке Гуандунского университета иностранных языков и международной торговли (Китай).

本论文为2018年广东外语外贸大学特色创新项目俄北极战略与中俄北极合作研究(18SS12)的阶段性成果。

 

АННОТАЦИЯ

В последние годы стратегическое положение Арктики неуклонно улучшается, а освоение и использование арктических пространств становится предметом пристального внимания. В условиях исследовния и усиления интернационализации прогрессивное сотрудничество стало важным элементом российско-китайских отношений.

ABSTRACT

In recent years, the strategic position of the Arctic has been steadily improving, and the development and use of the Arctic spaces has become the subject of close attention. In the context of research and intensification of internationalization, progressive cooperation has become an important element of Russian-Chinese relations.

 

Ключевые слова: Арктика; российско-китайское стратегическое партнёрство; “Арктический пояс Шёлкового пути”.

Keywords: the Arctic; the Sino-Russian strategic partnership; “The Arctic Belt of the Silk Road”.

 

Повышение внимания к освоению арктически территорий в международной повестке дня также сыграло немаловажную роль в развитии сотрудничества между Россией и Китаем. Китайский эксперт Ван Цзюньтао подчёркивает, что у России и Китая есть все основания для интенсивного и эффективного развития двусторонних отношений в арктическом регионе [Ван, 2016, С. 94]. В последние годы российско-китайские взаимоотношения в различных сферах деятельности в Арктическом регионе не только обогатили содержание российско-китайских отношений в целом, но и создали новые точки роста торгово-экономического сотрудничества. (1) Совместные арктические научные экспедиции. В 2016 году с 19 августа по 26 сентября Китай и Россия провели первую совместную научную экспедицию, во время которой китайские ученые впервые вошли в принадлежащую Российской Федерации исключительную экономическую зону Северного Ледовитого океана. В 2018 году с 6 сентября по 22 октября две страны повторно провели совместную исследовательскую экспедицию в Арктическую зону России. (2) Освоение арктических ресурсов. Проект «Ямал СПГ» стал образцом взаимовыгодного российско-китайского сотрудничества в секторе Арктики. Более того, «Ямал СПГ» на данный момент является крупнейшим инвестиционным проектом Китая в России после инициативы «Пояс и путь»[Гао, 2018, С. 53]. В соответствии с долгосрочным договором о поставках, подписанным двумя государствами, после ввода в эксплуатацию всех трех производственных линий данного проекта, по СМП в Китай ежегодно поставляется 4 млн тонн СПГ. (3) Судоходство и создание морских путей. Между Россией и Китаем уже сформированы прочные основы для сотрудничества в сфере арктического судостроения. Создание нового транспортного каркаса сэкономит расходы и время навигации почти вполовину, что позволит одновременно открыть новые векторы для международного взаимодействия, а также окажет непосредственное влияние на развитие инфраструктуры стран Арктического региона и объемы торговли между ними. (4) Развитие инфраструктуры. Китайские компании начали принимать активное участие в модернизации полярной инфраструктуры еще в рамках проекта «Ямал СПГ». Было начато строительство таких объектов, как автомобильные и железные пути, аэропорты, морские порты и так далее. Во время реализации проекта российская сторона столкнулась с определенными технологическими трудностями, что также открыло новые возможности для сотрудничества и участия китайских компаний в осуществлении нового проекта.

Вопросы сотрудничества России и КНР в Арктике, а также вызовы, влияющие на отношения двух стран, требуют тщательного анализа и взвешенного ответа.

Во-первых, необходимо четко определить позиции основных заинтересованных сторон, а также стран Арктического региона. Все участники соглашения должны придерживаться четырех главных принципов сотрудничества:  взаимоуважение, кооперация, взаимовыгодность и устойчивость. Укрепление взаимовыгодного диалога со всеми арктическими государствами и заинтересованными сторонами на основе Конвенции ООН по морскому праву, будет способствовать росту механизмов сотрудничества, в которых могут смогут принимать участие и страны, находящиеся вне Арктического региона, что послужит толчком к длительному международному сотрудничеству в области науки, охраны окружающей среды, развитию судоходства и устойчивому развитию Северного Полярного региона.

Во-вторых, необходимо заняться подготовкой кадров, резервов и технического оборудования. Участие в работе по устойчивому развитию и сохранению региона это сложная и ответственная задача. В данном контексте Россия и Китай могут использовать свои преимущества для углубления сотрудничества в рамках совместных научных арктических экспедиций, подготовки кадров, технологических инноваций, совместных исследований и разработок оборудования. Наиболее приоритетной целью является развитие сотрудничества в таких областях, как бурение нефтяных и газовых месторождений, разработка возобновляемых источников энергии, навигация и мониторинг ледовой и подводной обстановки, строительство судов ледового класса, а также повышение потенциала в сферах судоходства, безопасности и логистики на СМП.

В-третьих, международное сотрудничество должно основываться на трех главных принципах: охрана природы, открытость и устойчивость взаимосотрудничества, что обеспечит баланс между эксплуатацией ресурсов и охраной окружающей среды. Совместными усилиями Россия и Китай смогут разработать долгосрочные стратегии по защите полярной экологии, усилить мониторинг и предотвратить загрязнение атмосферы и акватории, источниками которых являются вредные выбросы от судов, сброс отходов в водное пространство и другие причины. Особое внимание должно уделяться мониторингу и контролю ЧС с разливами нефти и других опасных веществ, созданию механизмов быстрого реагирования на подобные чрезвычайные ситуации. Предотвращение и снижение загрязнения окружающей среды Северного Ледовитого океана при современном темпе освоения природных ресурсов Арктики, также как и строительство инфраструктуры и морского транспорта являются приоритетными задачами международного сотрудничества. Государства двух стран должны консолидировать ресурсы, регулярно обмениваться полученной информацией, повышать готовность и наращивать потенциал для реагирования на чрезвычайные ситуации, а также совершенствовать морские поисково-спасательные операции.

В-четвертых, необходимо улучшать механизмы и методы финансирования инвестиций. Участие Китая в освоении российской Арктики в условиях  повышенной  нестабильности финансовых рынков требует комплексной активизации научных исследований, в частности, стратегической оценки геополитических, социально-экономических рисков и экологических последствий проектов. Рынок должен служить главным ориентиром направления развития. Страны-участники соглашения должны обеспечивать взаимовыгодное сотрудничество, соблюдать международные правила, поддерживать диверсификацию источников финансирования, активно развивать индустриальные инвестиционные фонды и региональные рынки акций и облигаций, привлекать международные кредитные организации и формировать многоуровневую и многоканальную систему финансирования.

В-пятых, немаловажной задачей является укрепление стратегического доверия между Россией и КНР. Расширение и углубление сотрудничества в различных областях станет главным преимуществом двух стран. Укрепление взаимодействия и координации политики между акторами в рабочих группах Арктического совета, изучение разработки среднесрочного и долгосрочного плана сотрудничества, повышение уровня институциональных систем и прогнозируемости факторов, влияющих на сотрудничество — все это является основными задачами стимулирования международного практического взаимодействия.

Успешный опыт российско-китайского взаимодействия в рамках инициативы «Арктический пояс Шёлкового пути» позволяет утверждать, что она знаменует переход к новому этапу партнёрства России и Китая в Арктике, а также к новой эпохе в “единой судьбе” восьми арктических государств [Александров, 2015, С. 28]. Китай является наиболее приоритетным партнером России в освоении Арктики. Две страны умет богатую историю взаимоотношений и сотрудничества в таких областях, как борьба с изменением климата, научные экспедиции, освоение и эксплуатация водных путей, развитие энергетики и инфраструктуры. Совместная работа России и Китая в Арктике имеет огромный потенциал и возможности для дальнейшего более тесного сотрудничества. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание преодолению трудностей и решению проблем, обеспечивая стабильное развитие проекта и устойчивое партнерство.

 

Список литературы:

  1. Александров О.Б. Перспективы стратегического альянса России и Китая в Арктике // Россия XXI. 2015. № 2. С. 24-35.
  2. Ван Цзюньтао. Российско-китайские отношения в Арктике: проблемы и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1(239). С. 92-96.
  3. Гао Тяньмин. Российско-китайское сотрудничество по созданию Арктического синего экономического коридора: проблемы и перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 3. С. 51-55.