THE IMPACT OF THE MEDIA ON HUMAN’S MORAL VALUES

 

Regina Sharaeva

applicant, Faculty of Finance and Banking, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено влияние СМИ на человека, проанализированы особенности и степень информационного воздействия на формирование системы морально-нравственных ценностей человека.

ABSTRACT

The article tells about the influence of the media on a person, analyzes the informational impact on the formation of moral and ethical values.

 

Ключевые слова: СМИ; медианасилие; моральные ценности.

Keywords: media; media violence; moral values.

 

Кинематограф и СМИ уже давно прочно заняли свои позиции в современном мире. Многие люди не представляют своей жизни без просмотра телепередач, фильмов, новостей. Охват аудитории огромен. Между тем, общеизвестный факт: создатели контента сознательно или бессознательно могут влиять на восприятие информации, формировать определенные эмоциональные и поведенческие реакции. В данной статье будет рассмотрена степень воздействия средств массовой информации на зрителей. Для этого будут проанализированы факторы, влияющие на становление личности,  а также будет приведены примеры негативного влияния СМИ.

Совершенно очевидно, что в современном информационном обществе сознание каждого индивида в отдельности  и сознание общества в целом подвергается постоянному воздействию со стороны средств массовой информации, что, как следствие, ведет к изменению сознания [4, с. 10]. Таким образом, значительная часть населения находится под влиянием СМИ. Логично предположить, что просмотренный контент оказывает влияние на формирование морально-нравственных ценностей и в целом на развитие личности.

Как известно, на формирование личности влияют не только биологические факторы, а также общие культурные образцы поведения, присущие конкретной социальной группе и обществу в целом [5, с. 99]. Причем в ранние годы, в детстве, складывается основной нравственный и интеллектуальный потенциал, влияющий на последующую жизнь. Здесь наряду с остальными социальными факторами, особое значение приобретают средства массовой информации. Молодежь отличается наибольшей восприимчивостью к получаемой информации [5, с. 108].

Необходимо отметить, что СМИ могут оказывать как положительную, так и отрицательную роль на сознание. В частности, благодаря СМИ общество может молниеносно получать любую информацию из любой точки планеты, то есть значительно увеличилась возможность получать новые знания и вместе с тем обогатить внутренний мир. Однако негативное влияние может быть губительным. СМИ могут придавать некий романтизм или героизм отрицательным героям, и как следствие оправдывать насилие и жестокость. Существует мнение, что телевидение – это трагедия XX века, которая насаждает человеку стереотипы мышления, восприятия и поведения, лишает людей фантазии, творческой инициативы, самостоятельной позиции, превращая их в бездуховных потребителей [2, с. 163].

Дети и подростки,  наиболее подверженные такому влиянию, рискуют стать легкой мишенью. Они чаще других копируют поведение и внешний вид любимых героев. Причем, как отмечалось ранее, зачастую преступникам придаются романтические или героические черты, они становятся привлекательной моделью для копирования поведения. Зачастую они  избегают наказания и никак не осуждаются,  напротив, их действиям находят причины и оправдание. Все перечисленные факторы усиливают степень негативного влияния от просмотра жестоких сцен.

Несмотря на то, что ни одно исследование не установило достаточно четко вредный эффект насилия, транслируемого на телевидении, в целом имеющиеся данные подтверждают вредное воздействие от просмотра жестоких фильмов и телепередач. Эти эффекты имеют три направления: после того как ребенок видит насилие, у него возрастает ощущение страха, его поведение становится более жестоким, у него развивается десенсибилизация [6, с. 296]. Вследствие регулярного просмотра сцен насилия зрители, как правило, становятся менее восприимчивыми к жестокости на экране и начинают воспринимать насилие в реальной жизни равнодушно, как данность. Изучению эффекта десенсибилизации посвящены всего несколько исследований, но данные лабораторных исследований внушают доверие к данной гипотезе. В ходе экспериментов ученые выяснили, что дети, которым показывали сцены насилия, менее склонны обращаться за помощью к взрослым, становясь свидетелями драки между другими детьми.

В качестве примера поведенческого проявления воздействия телевизионного насилия на детей можно привести поведение четырехлетнего мальчика после просмотра одной из серий «Могучих Рейнджеров». Посмотрев серию, мальчик мнит себя Красным Рейнджером, а затем накидывается с кулаками на «злодея» - своего младшего брата [3, с. 200].

Справедливо будет отметить, что свидетельства того, что просмотр жестоких сцен ведет к проявлениям насилия, существовали всегда. Многие исследования медиавоздействия подтверждали данный факт. Крайним и, вероятно, наихудшим проявлением имитации, или моделирования поведения телеперсонажей считаются жестокие «преступления-копии» —  изнасилования и даже убийства [3, с. 194].

Например, в 1995 году два американских подростка увлеклись фильмом «Прирожденные убийцы» (Natural Born Killers) — жестоким боевиком о паре, развлекающейся убийством случайных людей. 18-летний Бенджамин Дэррэс и 19-летняя Сара Эдмондсон просматривали данный фильм до шести раз в день. Они возвели главных героев в статус своих кумиров. Им казалось, что персонажи, которые лишали жизни невинных людей ради острых ощущений, не чувствовали угрызений совести и избежали наказания за совершенные преступления, заслуживают подражания.

Как-то раз, после очередного просмотра фильма, подростки в состоянии наркотического опьянения отправились на концерт, взяв с собой оружие. Подобно персонажам фильма они ждали удобного случая пострелять по живым мишеням. На концерт они так и не попали, зато нашли несколько подходящих жертв. Первой жертвой стал менеджер фабрики по обработке хлопка — Дэррэс его застрелил. На следующий день, добравшись до соседнего штата, Эдмондсон лишила жизни мать троих детей — девушка прострелила горло сотруднице бакалейно-гастрономического магазина.

Следует заметить, что примеры преступлений, скопированных с медиапродукции, — довольно редкое явление, однако ввиду сенсационности подобных происшествий им обычно уделяется чрезвычайно много места и внимания в СМИ [3, с. 21]. Вероятно, подобные происшествия могут говорить об отсутствии у индивида устойчивой системы моральных ценностей, а также об отсутствии сознательности и неспособности уместно вести себя в определенных ситуациях.

Люди, совершающие подобные преступления, очевидно, не способны признавать морально-нравственные ценности, учитывать их в своих решениях и поступках. Кроме того, они не обладают достаточной сознательностью, чтобы отвечать за совершенные ошибки, то есть не способны быть совестливыми и ответственными. Тогда как с точки зрения морали сознательность, самостоятельность, ответственность — наиболее значимые качества личности. Способность поступать наиболее адекватным и уместным образом в конкретных обстоятельствах, учитывая благо других людей и сообщества, также является важным фактором. [1, с. 216].

Таким образом, проанализировав представленные факты, можно сделать вывод, что средства массовой коммуникации действительно оказывают влияние на сознание людей. Однако наибольшему влиянию подвергаются люди, не имеющие устойчивой системы моральных ценностей, в их числе дети. Ситуация осложняется тем, что телепередача или фильм, любимый, например, родителями, обычно воспринимается как безвредный для взрослых и детей, тогда как в действительности данный фильм может содержать высокий уровень насилия.

Важно также отметить, что ответственность в формировании правильных морально-нравственных ценностей лежит не только на родителях, но и на обществе в целом. СМИ, с одной стороны, могут создавать определенные поведенческие установки у некоторых лиц. Общество же, на которое оказано влияние, в свою очередь, создает свою систему ценностей, которая не всегда отвечает вопросам морали и нравственности. Индивид, попадающий под влияние социума, как правило, следует принятым в нем нормам и не всегда способен вести себя сознательно, поступая наилучшим образом в отношении себя и других людей. Таким образом, влияние СМИ может возрастать в геометрической прогрессии.

Поэтому действительно важный и необходимый инструмент — огородить детей (как наиболее восприимчивую к воздействию группу) от негативного влияния СМИ. Люди, обладающие критическим мышлением, способны противостоять воздействию СМИ в целом и медианасилию в частности.

 

Список литературы:

  1. Апресян Р.Г. Этика: учебник. М: КНОРУС, 2017. — 356 с.
  2. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие. М: Аспект Пресс, 2008. — 191 с.
  3. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. — М.-СПб.-Киев.: Вильямс, 2004. — 432 с.
  4. Владимирова Н.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения): монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 144 с.
  5. Касьянов В.В. Социология: учебник: М.: Юрайт, 2019 — 197 с.
  6. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций: учебник. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 448 с.