THE ROLE OF THE ASTANA PROCESS IN THE SETTLEMENT OF THE SYRIAN CONFLICT

 

Zhazira Zhansugurova

cand. political sciences, associate professor, KazNu named after Al-farabi

Kazakhstan, Almaty

Ayia Zhumabekova

undergraduate, KazNu named after Al-farabi

Kazakhstan, Almaty

 

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются особенности формирования Астанинского переговорного процесса по урегулированию вооруженного конфликта в Сирии. Проведен сравнительно-хронологический анализ четырнадцати раундов переговоров международного уровня, направленных на разрешение сирийского конфликта. Авторы раскрывают участие Казахстана и его содействие в урегулировании конфликта, дают оценку эффективности, принятых решений и договоренностей между странами гарантами и участниками конфликта.

Несмотря на некоторую критику, Астанинский процесс, по мнению авторов, продолжает подтверждать свою значимость в урегулировании Сирийского кризиса в силу ряда причин, указанных в статье. Одним из главных достижений прошедших переговоров стало создание в разных частях Сирии «зон деэскалации», что позволило в первую очередь начать оказывать всестороннюю гуманитарную поддержку местным жителям.

ABSTRACT

The article reveals the features of the formation of the Astana negotiation process to resolve the armed conflict in Syria. A comparative chronological analysis of twelve rounds of negotiations at the international level aimed at resolving the Syrian conflict, Kazakhstan's participation and its assistance in resolving the conflict, as well as an analysis of the effectiveness of decisions and agreements between the guarantors and parties to the conflict was carried out.

Despite criticism, the Astana process fully justifies its mandate. The main achievement of the talks was the creation of "de-escalation zones" in different parts of Syria, in which the belligerents agreed on a ceasefire, which made it possible first of all to provide comprehensive humanitarian support to local residents.

 

Ключевые слова: сирийский переговорный процесс, сирийский конфликт, астанинский процесс, конгресс сирийского национального диалога, сирийская оппозиция.

Keywords: Syrian negotiation process, Syrian conflict, Astana process, Congress of the Syrian national dialogue, Syrian opposition. 

 

Введение

Астанинский процесс является актуальным и важным политическим процессом, главной целью которого является урегулирование сирийского конфликта, а также стабилизация политической ситуации в САР. Данный конфликт повлёк за собой крупнейший в мире кризис беженцев. Так, по данным Агентства ООН по делам беженцев, за время конфликта более 5,5 млн. человек покинули пределы страны.

Переговорный процесс в Астане является неким дополнением, сопутствующим переговорам в Женеве, целью которых является разрешение Сирийского конфликта. За время работы Астанинского процесса, начиная с января 2017 года, было проведено 14 раундов переговоров. В переговорах приняли участие делегации стран-гарантов – Ирана, России и Турции, правительства Сирийской Арабской Республики и сирийской вооруженной оппозиции, а также делегация ООН во главе со Специальным представителем по Сирии генсека ООН Стаффаном де Мистура. На данный момент Астана продолжает выступать в качестве площадки для ведения переговоров по разрешению сирийского кризиса.

Формирование Астанинского переговорного процесса

Учитывая острую необходимость в скорейшем прекращении боевых действий на территории САР, 17 декабря 2016 года первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поддержал инициативу Президента России и Президента Турции по проведению переговоров по урегулированию Сирийского кризиса в Астане [14].

Выбор Астаны в качестве площадки для проведения переговоров по Сирии был продиктован тем, что Казахстан зарекомендовал себя как миролюбивое государство, пользующееся доверием международного сообщества и поддерживающее дружеские отношения со всеми заинтересованными сторонами в урегулировании данного конфликта. Во многом благодаря этому, несмотря на все имеющиеся глубокие противоречия, впервые с момента начала конфликта в 2011 году представители сирийского правительства и вооруженной оппозиции сели за один стол переговоров, дав начало Астанинскому переговорному процессу.

В соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН, Астанинский процесс является площадкой для прямого диалога между правительством Сирии и оппозицией, который призван закрепить режим прекращения огня, установленный согласно договорённостям от 29 декабря 2016 г [11]. Стоит отметить, что в Резолюции Совета Безопасности ООН 2336 (2016) начало Астанинского переговорного процесса было отмечено, как необходимый шаг к достижению мира в Сирии. Казахстанская сторона, в свою очередь, постаралась создать все необходимые условия для проведения плодотворных переговоров, как для представителей стран-гарантов, так и для Правительства САР и вооруженной оппозиции.

Повестка дня Астанинского процесса была сформирована на основе Соглашения о прекращении огня, подписанного между Правительством Сирии и вооруженной оппозицией 30 декабря 2016 года [4]. Переговоры в столице Республики Казахстан, были нацелены на достижение одной главной цели – сохранение и укрепление режима прекращения огня в Сирии, путем создания эффективных механизмов его соблюдения. Прекращение боевых действий было обязательным условием «sine qua non», без которого любые переговоры по политическому урегулированию не имели бы значения.

Методика исследования. Хронология Астанинского процесса

Наше исследование рассматриваемой темы основывается на историко-сравнительном методе изучения. Также мы использовали контент-анализ Интернет-ресурсов и периодической литературы из отечественных и зарубежных источников.

Начиная с января 2017 года, в Астане прошло 14 раундов переговоров, участие в которых приняли делегации стран-гарантов режима прекращения боевых действий – Иран, Россия и Турция, правительства Сирийской Арабской Республики и сирийской вооруженной оппозиции, а также делегация ООН во главе со Специальным представителем по Сирии генсека ООН Стаффаном де Мистура [12]. Одним из главных особенностей Астанинского переговорного процесса от консультаций в Женеве заключается в том, что в Астане участвуют представители вооруженных оппозиционных группировок, которые непосредственно ведут боевые действия на территории Сирии. Сирийскую правительственную делегацию возглавил постоянный представитель Сирии в ООН Б. аль-Джаафари. Делегацию, со стороны вооруженной оппозиции, представил М.Аллуш – лидер группировки «Джейш аль-Ислам». В ходе переговоров в Астане правительственная делегация и делегации вооруженной оппозиции впервые сели за один стол переговоров. В данном случае, стоит отметить работу казахстанских дипломатов и организаторов встречи, которые специально отказались от табличек для представителей правительства и оппозиции, обозначив их «Сирийская Арабская Республика» [1].

Одним из главных итогов первого и второго раундов переговоров, стала договоренность о создании странами-гарантами: Россией, Ираном и Турцией трехстороннего механизма контроля за режимом прекращения огня в САР. Участники переговоров проделали большую работу по размежеванию оппозиции и террористических группировок, а также было положено начало определению мест дислокации террористов из «Джебхат ан-Нусры» [11]. Участники переговоров договорились о создании мониторинговой группы по перемирию в САР с участием Ирана, России, Турции. [2]. Также, был сформирован механизм обмена пленными и согласован пункт обмена телами погибших [15].

Астанинский переговорный процесс во многом послужил стимулом для ООН к тому, чтобы возобновить активную работу по урегулированию затяжного конфликта в САР. До того, как была объявлена Астанинская встреча в декабре 2016 г., более 10 месяцев ООН не предпринимал никаких действий, а также постоянно переносил, запланированные раунды переговоров.

В ходе четвертого раунда переговоров был подписан один из наиболее важных документов в рамках Астанинского переговорного процесса -Меморандум о создании в Сирии «четырех зон безопасности». В зоны безопасности вошли провинции Идлиб, Алеппо и Хамы, в отдельных частях соседних Латакии, на севере провинции Хомс, в Восточной Гуте, а также «в определенных районах на юге Сирии, в провинциях Дераа и Кунейтра. Согласно данному Меморандуму в этих зонах запрещено использование любого вида вооружения, в том числе авиации. Кроме того, Меморандум предполагал обеспечение быстрого и беспрепятственного доступа гуманитарной помощи в зоны деэскалации [7].

Целый ряд документов был принят во время прохождения шестого раунда Астанинских переговоров: правила функционирования полос безопасности, КПП и наблюдательных пунктов; мандат на развертывание Сил контроля деэскалации; правила применения военной силы подразделениями Сил контроля деэскалации; положение о совместном ирано-российско-турецком координационном центре по рассмотрению вопросов, связанных с соблюдением режима прекращения боевых действий в зонах деэскалации [5].

Участники астанинского процесса приветствовали успешную реализацию "пилотного проекта" по освобождению задержанных/заложников, передаче тел погибших и поиску пропавших без вести, во время проведения одиннадцатого раунда переговоров. Обмен насильственно удерживаемыми лицами, состоявшийся 24 ноября 2018 года, стал значимым шагом вперед в укреплении доверия между противоборствующими сторонами сирийского конфликта, что в свою очередь поспособствовало продвижению политического урегулирования и нормализации ситуации в САР.

По итогам двенадцатого раунда, в совместном заявлении по завершению переговоров страны-гаранты обозначили острую необходимость в содействии безопасному возвращению беженцев на их историческую родину, оказанию гуманитарной помощи гражданам САР, а также, страны гаранты призвали мировое сообщество наращивать объем гуманитарных поставок, а также начать реализацию проектов по раннему восстановлению, включая базовые, необходимые для жизнеспособности населению Сирии объектов инфраструктуры – электроснабжение, водоснабжение, школы и больницы. По завершению переговоров, в связи с попытками террористической организации «Хейат Тахрир аш-Шам» усилить свой контроль в зоне, страны-гаранты подтвердили свою решимость продолжать сотрудничество до окончательной ликвидации любой деятельности террористических группировок в САР.

Обсуждение и заключение

Проведя анализ выше перечисленных раундов переговоров Астанинского процесса, мы пришли к следующим выводам:

  1. Астанинский процесс возник в связи с острой необходимостью в скорейшем прекращении кровопролития в САР в конце 2016 года. Выбор Астаны в качестве переговорной площадки был неслучайным, этому послужило 2 основных фактора: во-первых Астана уже выступала в качестве платформы переговоров для сирийской оппозиции, во-вторых участники переговоров отказывались проводить переговоры на территории стран-гарантов. В итоге по инициативе президента России В.В. Путина Астана была выбрана в качестве переговорной площадки по сирийскому вопросу.
  2. Особенность Астанинского процесса заключается в том, что впервые переговоры по мирному урегулированию были организованы за пределами Европы. Также Астанинский процесс способствовал налаживанию отношений между Россией и Турцией. Уникальность переговоров состоит в том, что в процессе этих переговоров Турция, как суннитская страна, и шиитский Иран демонстрируют пример сотрудничества между двумя религиозными конфессиями на фоне длительного в мусульманском мире суннитско-шиитского конфликта.
  3. На сегодняшний день за 14 раундов, прошедших с января 2017-го по май 2019 года, были достигнуты весьма ощутимые результаты. Во-первых, впервые за столом переговоров встретились как представители правительства Сирийской Арабской Республики, так и вооруженной оппозиции, которые до этого не были представлены в женевских дискуссиях. Удалось разделить сирийскую оппозицию на радикальную и "умеренную"; была также достигнута договоренность с полевыми командирами последней выступить единым фронтом против ИГ и "Аль-Каиды" в Сирии. Особое значение несет достигнутое соглашение по созданию четырёх зон деэскалации на территории Сирии, которые в значительной степени снизили уровень насилия в сирийском конфликте, а также прекращение кровопролитий в САР, продолжавшихся с 2011 г. и унесших жизни более 470 000 человек. Стороны также согласились на обмен пленными и телами убитых в течение военного конфликта, были созданы рабочие группы, которые уже способствуют фактическому обмену. Также было достигнуто соглашение о доставке гуманитарной помощи в зоны, контролируемые боевиками. Как показало время, создание зон деэскалации помогло сирийской армии локализовать террористов в одной провинции Идлиб, передислоцировать свои войска и планомерно, при поддержке российских ВКС, освободить большую часть страны от противоборствующих сил. Создание зон деэскалации позволило создать "коридоры спасения", благодаря которым большинству мирных жителей удалось покинуть захваченные боевиками территории до начала военных действий.

В целом, мы рассматриваем Астанинский процесс, как осуществление важных шагов к развитию внешнеполитической школы, к стремлению Казахстана в полноценном участии в мировой политике, а также воспитанию кадрового дипломатического потенциала. Участвуя в подобных переговорных процессах, Казахстан утверждает себя, как актор международного процесса. Вклад Астаны в урегулирование конфликта посредством дипломатического диалога признан Организацией Объединенных Наций и многочисленными мировыми лидерами. На данный момент Астаниский процесс продолжает свою работу, если до конца февраля террористические группировки в Сирии не отступят к территориям, определённым в Сочинском соглашении, Турция грозит ввести свои войска.

 

Список литературы:

  1. В Астане началась встреча по Сирии [электронный ресурс]. URL //https://ria.ru/syria/20170123/1486263159.html (дата обращения 06.08.19)
  2. В Астане договорились о создании мониторинговой группы по перемирию в Сирии [электронный ресурс] URL //https://ria.ru/syria/20170216/1488170591.html (дата обращения 13.08.19)
  3. Долгий Астанинский процесс [электронный ресурс]. URL https://vlast.kz/politika/36378-dolgij-astaninskij-process.html (дата обращения 13.09.19)
  4. Заявление о введении режима прекращения боевых действий на территории Сирийской Арабской Республики [электронный ресурс]. URL https://undocs.org/pdf?symbol=ru/S/2016/1133 (дата обращения 02.09.19)
  5. Казахстан приветствовал результаты шестого раунда Астанинского процесса по Сирии [электронный ресурс]. URL http://www.mfa.kz/ru/content-view/kazahstan-privetstvoval-rezultaty-sestogo-raunda-astaninskogo-processa-po-sirii (дата обращения 15.09.19)
  6. Колосов Ю., Кузнецов В. Международное право [электронный ресурс]. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/kolos/04.php (дата обращения 24.02.20)
  7. Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике [электронный ресурс]. URL //http://www.mid.ru/ru/maps/sy/-/asset_publisher/9fcjSOwMERcf/content/id/2746041 (дата обращения 15.09.19)
  8. Об итогах Международной встречи по Сирии в Астане 15-16 февраля 2017 года [электронный ресурс]. URL //http://mfa.gov.kz/ru/content-view/ob-itogah-mezdunarodnoj-vstreci-po-sirii-v-astane-15-16-fevrala-2017-goda (дата обращения 16.09.19)
  9. Об итогах четвертой Международной встречи по Сирии в рамках Астанинского процесса [электронный ресурс]. URL //http://mfa.gov.kz/ru/content-view/vizaly-oldau-n-miri-18-10-2016 (дата обращения 13.10.19)
  10. Седьмой раунд: Астанинский процесс явно способствует разрешению сирийского конфликта [электронный ресурс]. URL https://www.zakon.kz/4886235-sedmoy-raund-astaninskiy-protsess-yavno.html (дата обращения 11.10.19)
  11. Совместное заявление Ирана, России, Турции по итогам международной встречи по Сирии в Астане, 23-24 января 2017 года [электронный ресурс]. URL //http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2610777 (дата обращения 24.09.19)
  12. Сядет ли за один стол с переговорщиками в Астане вооруженная оппозиция Сирии [электронный ресурс]. URL //https://i-news.kz/news/2017/01/23/8441775-syadet_li_za_odin_stol_s_peregovorschika.html. (дата обращения 28.10.19)
  13. Телефонные разговоры с президентами Российской Федерации Владимиром Путиным и Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом [электронный ресурс]. URL //http://www.akorda.kz/ru/events/international_community/phone_calls/telefonnye-razgovory-s-prezidentami-rossiiskoi-federacii-vladimirom-putinym-i-turcii-redzhepom-taiipom-erdoganom (дата обращения 17.11.19)
  14. Устав ООН [электронный ресурс]. https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vi/index.html (дата обращения 25.02.20)
  15. Участники «астанинского процесса» согласовали механизм обмена пленными [электронный ресурс]. URL //https://www.zakon.kz/4844606-uchastniki-astaninskogo-processa.html (дата обращения 10.09.19)