REGULATION OF INTERETHNIC AND INTERFAITH CONTRADICTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Leonid Savinov

doctor of political science, associate Professor, head of the Department of "State and municipal management" SIU Ranepa,

Russia, Novosibirsk

Konstantin Mushatenko

graduate student of Ranepa in the direction of "State and municipal administration»,

Russia, Kemerovo

 

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследована специфика государственного регулирования межнациональных и межконфессиональных противоречий с целью показать его специфику в России. Исследование сконцентрировано на решении следующих задач: характеристике основополагающих нормативных актов в регулировании исследуемых процессов, анализе достигнутых результатов, структурировании факторов, развития межнациональных и межконфессиональных отношений на основании структурного и системного подходов, а также анализа. По итогам отмечена необходимость поиска новых концептуальных подходов и инструментов решения имеющихся проблем.

ABSTRACT

The article studies the specifics of state regulation of interethnic and inter-confessional contradictions in order to show its specificity in Russia. The research is focused on the following tasks: characterization of the fundamental normative acts in the regulation of the studied processes, analysis of the results achieved, structuring of factors, development of interethnic and interfaith relations on the basis of structural and system approaches, as well as analysis. As a result, the need to find new conceptual approaches and tools to solve existing problems was noted.

 

Ключевые слова: межнациональные отношения, межконфессиональные отношения, противоречия, национальная безопасность, управление национальными отношениями.

Keywords: interethnic relations, interfaith relations, contradictions, national security, management of national relations.

 

Российская Федерация – исторически многонациональное государство, на территории которого проживают представители 193 народов (по данным Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН). Несмотря на общность государственных границ, единые федеральные нормативные рамки и прочие объединяющие факторы, каждый народ в составе Российской Федерации обладает неповторимыми национальными ценностями духовной культуры и материального мира. Интересы народов России в социально-экономической, духовно-культурной, общественно-политической сферах совпадают не всегда, что является основной причиной возникающих противоречий.

Демократизация российского общества и развитие национального самосознания, позитивно сказывающиеся на формировании правового государства и гражданского общества, одновременно усугубляют риски межэтнической и межрелигиозной напряженности. Возникающие и потенциальные конфликты на межнациональной и межэтнической почве, в особенности крайние их проявления, националистические движения, террористические акты, сепаратистские настроения, являются угрозой национальной безопасности государства.

Управление межнациональными отношениями всегда было и остается важнейшей задачей Российского государства. Специфика форм и видов межнационального взаимодействия народов России обусловлена многовековым взаимных влиянием их представителей, принадлежащих к нескольким срезам мировых цивилизаций.

В советский период в качестве основы, связующей интересы различных народов России и укрепляющей стремление к эффективному взаимодействию, выступали классовое единство и пролетарский интернационализм, многие аспекты которых на практике так и остались не востребованными. В современной России вопросы межнациональных и межэтнических отношений требуют переосмысления в свете новых социально-экономических, правовых и идеологических условий, необходимости учета всего комплекса элементов национальных взаимосвязей – государственно-правовых, исторических, экономических, геополитических и др.

Большинство идеологий прошлого апеллировали к тому, что межэтнические противоречия под влиянием интернационализации экономики и культуры должны оказаться в прошлом. По факту в настоящее время наблюдается обратный процесс: противоречия и конфликты нарастают, а этнонациональные группы все чаще радеют за суверенизацию.

Межэтнические и межнациональные противоречия продолжают оставаться одним из ведущих факторов нестабильности в современном мире и в России, в частности. Вопросы изучения межэтнических и межнациональных противоречий обостряют актуальность поиска эффективных механизмов регулирования подобных процессов в целях обеспечения национальной безопасности.

Основополагающие нормативные акты в регулировании исследуемых общественных процессов – это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683) и Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532) [4]. В рамках регулирования межнациональных и межэтнических отношений указанные нормативные акты наибольшее внимание уделяют развитию гражданской идентичности и этнокультурному развитию населения, поддержке коренных малочисленных народов России, российского казачества, реализации мероприятий по социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество, профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве. С учетом отмеченных направлений разработаны подпрограммы Государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики». Их система предусматривает цели, задачи и мероприятия, представляющих собой наиболее полный охват приоритетных направлений реализации государственной национальной политики, имеющие важное значение для формирования и совершенствования федеративных отношений, базирующихся на этнической составляющей российского общества, становления российской нации и сохранения своеобразия народов.

Реализация Государственной программы осуществляется с 2017 года по 2025 год за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В ее реализации принимают участие: Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Управление делами Президента Российской Федерации. В соответствии с целями и решаемыми задачами в структуре Государственной программы выделяется 8 подпрограмм, в состав которых включены 17 основных мероприятий. Прозрачность и измеримая эффективность расходования бюджетных средств в рамках программы оценивается по 28 показателям эффективности (индикаторам).

В целом на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» за счет средств федерального бюджета на период до 2025 года предусмотрено около 26 млрд. рублей, при этом большая часть ресурсного обеспечения (около 80% от общего объема) направляется на реализацию мероприятий ответственного исполнителя – ФАДН. Соответственно, в настоящее время именно Федеральное агентство по делам национальностей России является основным субъектом реализации государственного регулирования вопросов межнациональных и межконфессиональных противоречий в РФ.

В рамках реализации указанной государственной программы поддержка духовно-просветительской деятельности осуществляется через субсидирование некоммерческих организаций, обладающих определенными характеристиками и осуществляющих привлечение населения к организуемым мероприятиям. При поддержке федеральных органов власти и за счет финансирования в рамках данной программы в субъектах осуществляется грантовая поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, празднование общероссийский и национальных праздников, реализация мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, поддержка деятельности Домов Дружбы, проведение семинаров и выставок по национальной тематике, поддержка русского языка и языков народов России.

При поддержке и непосредственном участии ФАДН реализуются информационные и молодежные тематические мероприятия по вопросам развития и укрепления международных и межэтнических отношений: семинары, форумы, заседания, форумы, фестивали, организуется работа патриотических, этнокультурных лагерей и тому подобных организаций и мероприятий.

ФАДН России является государственным оператором и координатором государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. На этом основании и в интересах реализации государственной политики ФАДН России осуществляется мониторинг социальных медиа в качестве одного из способов прогнозирования различных деструктивных событий (например, зарождение протестных акций или межнациональных конфликтов, эскалация межнациональной напряженности). При этом особое внимание ФАДН России уделяет субъектам РФ, имеющим долговременные проблемные ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений (это, прежде всего, регионы Северо-Кавказского и Южного федеральных округов).

ФАДН реализует анализ обращений граждан на предмет тематического содержания, по результатам которого в обращениях граждан затрагиваются вопросы религиозных отношений, проблемы казачества, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, их взаимодействия с коренным населением, реализации особых прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В рамках социологического мониторинга межнациональных и межрелигиозных отношений по заказу ФАДН России Всероссийским центром изучения общественного мнения было проведено общероссийское социологическое исследование «Россияне о межнациональных и межконфессиональных отношениях», анализ результатов которого показывает, что подавляющее большинство россиян (84%) оценивают межнациональные отношения в своем регионе как бесконфликтные или доброжелательные. Вместе с тем 10 % опрощенных считают это отношения конфликтными, а каждый сотый россиянин (1%) полагает, что они взрывоопасны. Чаще, чем в среднем, характеризуют межнациональные отношения как напряженные, конфликтные или даже взрывоопасные молодые люди в возрасте до 35 лет, граждане, оценивающие свое материальное положение как плохое, а также жители Москвы и Санкт-Петербурга. Данные факты заставляют прийти к выводу о недостаточной эффективности регулирования межнациональных и межконфессиональных противоречий в современной России.

Развитие и регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений в России в настоящее время осуществляется в условиях действия следующих ключевых факторов:

  • сложная экономическая ситуация, которая формирует неблагоприятный социальный фон развития межэтнических и этноконфессиональных отношений;
  • недостаточно высокий авторитет и профессионализм (политический и управленческий) органов власти, в т.ч. и местных, общественная оценка действий которых в различных ситуациях является низкой;
  • сохраняющаяся проблема коррупции, уровень которой высок;
  • периодическое обострение национальных вопросов в отдельных регионах (проблемы «черкесского», «ногайского», «кумыкского», «турко-месхетинского», «карачаевского» вопросов, проблемы «аланского наследия», а также следствий осетино-ингушского конфликта);
  • нерешенных проблем языковой политики, земельных переделов и разделов и др., что существенно расшатывает основы межэтнических отношений и этноконфессиональную ситуацию в России.

Под влиянием указанных факторов и некоторых иных проблем, и противоречий на фоне отмеченных ранее положительных моментов в государственном регулировании межнациональных отношений наблюдаются пробелы. Так, по настоящее время не теряет актуальности работа с оппозиционными активистами, которые не пользуются широкой поддержкой населения, но способны оказывать определенное влияние на информационное и дискуссионное пространство, особенно на пространство сети Интернет.

Действия органов власти, в особенности отдельных регионов, в отношении регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, не отличаются превентивной направленностью, что актуализирует формирование результативной системы работы органов власти (особенно правоохранительных и судебных) с не институированными общественными субъектами, проявляющими активность (в том числе, в этнокультурной и этнополитической сфере) и с представителями внесистемной оппозиции.

В целом следует указать, что в сфере регулирования межэтнических и межнациональных отношений в России реализуется не мало мероприятий, большая часть из них осуществляется при поддержке и непосредственном участии ФАДН России.

Несмотря на выявленные позитивные изменения в вопросах регулирования межнациональных и межэтнических отношений в современной России, сфера регулирования государственной национальной политики РФ в целом и вопросы межэтнических и межнациональных отношений в частности, нуждаются в новых концептуальных подходах и инструментах с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем современности. Поиск эффективных направлений развития государственного регулирования в данной сфере может являться предметом отдельного исследования.

 

Список литературы:

  1. Годовой отчет по реализации Государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» за 2017 год (отв. исполнитель ФАДН России). [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФАДН России. – Режим доступа: http://fadn.gov.ru/documents/9013-godovoy-otchet-po-gosudarstvennoy-programme-realizatsiya-gosudarstvennoy-natsionalnoy-politiki-za-2017-g (дата обращения: 01.11.2019).
  2. Диденко Н.Л. Проблемные аспекты правового регулирования межнациональных отношений // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 2. – С. 50.
  3. Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. – 2016. – № 11. – С. 37.
  4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 1 (часть II). – Ст. 212.
  5. Хайкин С.Р., Бережкова С.Б. Социологический мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений Федерального агентства по делам национальностей // Мониторинг общественного мнения. – 2018. – № 5 (135). – С. 97-110.
  6. Шаихов А.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения как факторы национальной безопасности // Этносоциум. – 2017. – № 1 (103). – С. 53.