Телефон: +7 (383)-235-94-57

МЕМУАРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945гг.

Опубликовано в журнале: Власть и общество №1(1)

Автор(ы): Кубракова Елена Ивановна

Рубрика журнала: Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Статус статьи: Опубликована 8 января

DOI статьи: 10.32743/2658-4077.2019.1.1.16

Библиографическое описание

Кубракова Е.И. МЕМУАРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945гг. // Власть и общество: эл.научный журнал. –2019 – №1(1). URL: https://jhistory.ru/archive/1/16 (дата обращения: 23.08.2019)

Кубракова Елена Ивановна
канд. истор. наук, докторант ДонНУ
Украина, г. Донецк

MEMOIRS AND LITERARY WORKS

AS SOURCES FOR THE STUDY OF THE EVENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

Kubrakova Elena Ivanovna
сandidate of Historical Science,
doctoral student of  Donetsk National University,
Ukraine, Donetsk

Аннотация

В статье автор представила обзор воспоминаний видных советских военачальников и рядовых солдат, а так же  художественных произведений писателей-фронтовиков, которые могут использоваться в качестве источников для изучения событий Великой Отечественной войны.

ABSTRACT

In the Article the Author provides an Overview of Memoirs of prominent Soviet military Leaders and ordinary Soldiers, as well as literary works of Writers-Veterans, which can be used as sources for studying the Events of the Great Patriotic War.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; воспоминания и мемуары; историческая правда; литературное произведение.

Keywords: Great Patriotic War; Memoirs; the Role of Personality; Historical Truth; Literary Work.

Сегодня особо актуально звучит тематика исследовательских работ по истории  Великой Отечественной войны. Попытки провести ревизию и пересмотр событий 40-х гг. ХХ века чаще всего носят деструктивный характер. Под маской «исторического исследования» и раскрытия «исторической правды» скрывается откровенная античеловеческая пропаганда и призывы уничтожать «неугодные» народы и нации или лишать определенную категорию населения гражданских прав по национальному признаку. Особую тревогу вызывает абсолютное оправдание подобного рода действий со стороны ряда международных правозащитных организаций. Из пепла истории началось возрождение пронационалистических и откровенно нацистских идеологий, основанных на расовой и национальной нетерпимости, угнетении человека человеком. Тревогу вызывает, тот факт, что местом реинкорнации подобных идеологий являются государства, наиболее пострадавшие от германского нацизма в годы Второй мировой войны. Сегодня особенно важно сохранить память о событиях одной из самых кровавых войн в истории человечества и противодействовать процессу переписывания истории.  Поэтому основная цель статьи – представить обзор мемуаров участников Великой Отечественной войны,  занимавших различные положения в воинской иерархии, которые могут быть использованы в качестве источников личного происхождения для изучения военных событий 1941-1945 годов, а так же сопоставить военные воспоминания генералов и рядовых солдат с психолого-аналитическим материалом,  приведённым в художественных произведениях писателей-фронтовиков.  В статье намеренно широко приводятся цитаты из мемуаров и художественных произведений. Это позволяет лучше осознать эмоциональную атмосферу минувших исторических событий 1941-1945гг.

Чтобы понять истинное «лицо войны», жизненный путь и эмоциональные переживания непосредственных её участников, необходимо изучение воспоминаний, или, что не совсем традиционно, для современных исследователей, произведений писателей-фронтовиков, или писателей, чьи произведения основаны на биографическом материале  участников военных событий.

Все материалы, связанные с мемуарами условно можно разделить на две достаточно обширные группы: воспоминания высших военных деятелей – видных военачальников, командующих армиями, фронтов и т.п., и воспоминания рядовых солдат и младшего командного состава. Можно с полной уверенность утверждать, что данные группы отличаются друг от друга как манерой изложения, так и «масштабами» материала. Для первой чаще всего характерна манера сухого мало эмоционального повествования, где на первый план выходит описание общей стратегии событий, происходящих на театре военных действий, и практически не уделяется внимания так называемым «частным» деталям – эмоциональному состоянию, описанию бытовых условий. Именно все это характерно для второй группы мемуаров. Можно сказать, что в определённой степени именно материалы второй группы являются органичным сочетанием анализа событий стратегического масштаба и так называемых «деталей» войны.

В первой группе необходимо отметить воспоминания советских военачальников, чей  вклад в успех разработки и непосредственной реализации стратегии трудно переоценить. Ограниченные рамками данной статьи, мы хотели бы обратить внимание на книги-воспоминания таких видных советских маршалов, как Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский. Именно воспоминания данных военачальников помогут нам сосредоточить внимание на определенных  военно-стратегических события Великой Отечественной войны. В 1969 году впервые была издана книга «Воспоминания и размышление» четырежды Героя Советского Союза маршала Г.К. Жукова. В последствии, она переиздавалась двенадцать раз, была издана в тридцати странах на восемнадцати языках и до настоящего момента пользуется огромной популярностью у военных историков и простых читателей.  В книге представлен широкий биографический материал. Г.К. Жуков описывает свое детство и юность, участие в события Гражданской войны 20-хгг. ХХ века, в войне на Халкин-Голе.  Значительная часть книги посвящена описанию и анализу Великой Отечественной войны. При жизни Г.К. Жуков говорил о том, что необходимо донести до будущих поколений героический дух войны.  «Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну,— говорил маршал Г.К. Жуков, — а народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе»[1]. Поэтому главной целью написания своих воспоминаний, над которыми он трудился в течении десяти лет, было донести до грядущих поколений героизм живых и павших солдат, их мужество, безграничную самоотверженность во имя Родины.

В своих воспоминаниях Г.К. Жуков особое внимание уделяет ключевым событиям Великой Отечественной войны – битве за Ленинград, битве за Москву, Сталинградской битве, сражению на Курской дуге, военным операциям по освобождению Украины и Белоруссии, Берлинской операции и капитуляции германских войск в мае 1945 года.

Книга Маршала Советского Союза И.С. Конева «Записки командующего фронтом» представляет историко-мемуарный труд о военных событиях 1943-1944 гг., происходящих в ходе проведения стратегических операций Степного фронта (позже переименованного во Второй Украинский фронт) и Первого Украинского фронта.  Анализируя события Великой Отечественной войны, И.С. Конев даёт объективную оценку решениям и деятельности Ставки Верховного Главнокомандующего, командующих армий и командиров соединений, рассказывает о действиях войск и фронтов. Он  тепло вспоминает о многих своих подчинённых и, с чувством большой благодарности, говорит о подвигах воинов, о советском солдате, вынесшем на своих плечах основные тяготы войны. В центре внимания автора события, связанные с борьбой за Харьков, Кировоградской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Карпатско-Дуклинкой операциями, а также дается панорамное описание и анализ битве за Днепр [2]. Маршал И.С. Конев в своих воспоминаниях подчеркивает особую роль местного населения в борьбе с оккупантами: «Огромную помощь оказало нам здесь местное население… <…> Женщины, дети, пожилые люди добровольно шли помогать войскам, отдавали сохранившихся волов, лошадей, коров для подвоза грузов и строительства дорог, вручную несли боеприпасы для фронта» [2].  

В 1997 году переиздаются мемуары маршала К.К. Рокоссовского. Книга получила название «Солдатский долг». От других изданий её отличает то, что впервые воспоминания советского полководца были опубликованы без изъятий. Текст был восстановлен благодаря внукам маршала.  , приведенные  К.К. Рокоссовским приводит данные, которые  развенчивают  утвердившееся в современной исторической науке мнение, что СССР не вел подготовки к возможной войне с фашистской Германией и советское военное командование «свято верило» в соблюдение Германией статей «Договора о ненападение» 1939 года.  К.К. Рокоссовский отмечает, что «<…> нападение фашистской Германии на Польшу и молниеносный разгром ее вооруженных сил, несмотря на мужество большинства солдат и офицеров, и еще более трагический исход военных действий во Франции подтвердили, каким преимуществом обладала Германия, создавшая мощные бронетанковые и моторизованные войска, а также сильную авиацию. С этого момента у нас возобновилось интенсивное формирование механизированных корпусов…»[3]. В тоже время полководец признает факт, что в тридцатые годы «были допущены серьезные промахи» и «пострадали военные кадры». Военные действия фашистской Германии на Балканах давали повод к пониманию того, что  независимо от внешнеполитических планов и действий СССР, государство будет втянуто в «водоворот разбушевавшейся войны». Глава «Завтра - война» была восстановлена после смерти маршала. В восстановленной части приводится подробное описание и анализ событий, связанных с началом войны с Германией, а именно первым часам и дням. Например, одной из роковых ошибок маршал К. К. Рокоссовский считал расположение военных аэродромов в приграничной полосе, что позволило противнику уничтожить определенную часть советских боевых самолетов в первые часы войны. Другой ошибкой являлось плохая техническая укомплектованность. Необходимая военная техника не превышала 30% и в силу изношенности была непригодна для длительных действий.  Детально анализируются события, связанные с «битвой за Днепр», битвой под Москвой, события на Брянском фронте, битвой за Сталинград, сражение на Курской дуге, освобождение Левобережной Украины,  события театра военных действий Первого и Второго Белорусского фронтов, освобождение Варшавы и военные операции на территории Польши [3]. Изучение мемуаров видных советских военачальников позволяет лучше понять стратегические замыслы и их реализацию в ходе войны 1941-1945 гг. 

Для воссоздания полной картины военной стратегии Советского Союза в годы Великой Отечественной войны также необходимо исследование и автобиографических произведений и мемуаров заместителей начальников фронтов и штабов. Подобные материалы позволят детализировать военные события, логически дополнят материалы, приведенные в воспоминаниях маршалов. В связи с этим одной из наиболее интересных книг является «Так шли мы к победе» (1988) И.Х. Баграмяна [4,5].  В 1941 г. он занимает должности начальника штаба Юго-Западного фронта и одновременно начальника штаба войск юго-западного направления. С июля 1942 г. он командует шестнадцатой армией, отличившейся в Орловской наступательной операции. В ноябре 1943 г. И.Х. Баграмяна назначают командующим Первым Прибалтийским фронтом. В 1944 г. за выдающиеся результаты, достигнутые войсками фронта в Белорусской операции, и личное мужество генералу И.Х. Баграмяну присвоено звание Героя Советского Союза. С февраля 1945 г. он назначен командующим Земландской группой войск, а с апреля 1945 г. – командующим 3-м Белорусским фронтом. Тематически содержание книги И.Х. Баграмяна тесно переплетается с воспоминаниями Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского.  В своей книге он освещает события войны, в которых принимал непосредственное участие – сражение под Барвенково и Харьковом, на Курской дуге, в Белоруссии, Прибалтике, Восточной Пруссии [5]. Особое внимание уделяется детальному описанию подготовки и проведению военных операций, роли личного состава, роли отдельных командиров, политруков в осуществление успешных наступательных операций. Не стоит воспринимать книгу «Так шли мы к победе» как некое восхваление доблести советского война. И.Х. Баграмян стремился к объективному освещению фактов. Не случайно во второй главе он написал: « <…> мы не должны ограничиваться только освещением победных сражений и операций. Мы обязаны с такой же полнотой и объективностью рассказать и о досадных просчетах и ошибках, <…> чтобы наши молодые военные кадры извлекли необходимые уроки на будущее»[5].

Стремление к объективному освещению военных событий характерно для русской военной мемуаристки. Ярким примером является книга Д.Д. Лелюшенко «Москва-Сталинград-Берлин-Прага. Записки командира». Автор в первой главе четко ставит цель объективного освещения ряда событий, и в первую очередь битвы «<…> за Москву, Сталинградское сражение, освобождение Донбасса, форсирование Днепра, изгнание оккупантов с Правобережной Украины, из Польши, штурм Берлина, освобождение Праги…» [18]. В книге приведены имена и фамилии героев наиболее важных битв Великой Отечественной войны. Например, в главе «Под Сталинградом» перечислены герои этой переломной битвы: « <…>майоры Г. Ф. Злобин и А. Н. Грылев. 131-я и 130-я отдельные стрелковые бригады подполковников К. Ф. Майорова и В. С. Глебова прорвались в тыл противника. <…> Запомнились мне механик-водитель танка А. Н. Андрианов и старший лейтенант А. И. Кузнецов. Не отставали и танкисты бригад А. Р. Бурлыги и К. А. Малыгина…» [6].

Как мы отмечали выше, воспоминая рядовых солдат и младшего командного состава, составляют отдельную самостоятельную группу в отечественной мемуаристке. Достаточно сложно выделить какие из воспоминаний являются наиболее «ценными» с точки зрения исторической науки. Но, несомненно, каждая подобная книга несет в себе огромный эмоциональный заряд. В статье мы приводим только воспоминания некоторых авторов, которые были непосредственными участниками военных событий описанных маршалами. Воспоминания эти часто изобилуют описаниями тягот солдатского быта на войне и ежеминутного беспримерного мужества и героизма. Например, Дорохова А.М. в книге «Прошу слова» так описывает чувства молодого, еще «необстрелянного» бойца:       «Что переживали мы в тот момент? Испытывали ли чувство страха? <…>» [7]. Автор сравнивает поведение своих однополчан в мирных условиях и в условиях боя, вспоминая о единственном на весь полк случае самострела, совершенного еще до вступления в бой, на подходе к фронту, и подчеркивает: «А ведь каким «гоголем» ходил все время до этого! <...> На поверку - гниль, хотя и поверка-то еще не наступила, а только предстояла., <…> оказался жалким трусом» [7]. А далее следует описания первого боя. Измотанные, обессилевшие они снова и снова вставали в атаку. А.М. Дорохов с чувством искренней благодарности вспоминает командиров взводов, которые переползали от одного снежного окопа к другому и заставляли не уснуть, чтобы не замерзнуть. И еще с болью и благодарностью описывает простую русскую женщину и её голодных детей, накормивших пятерых солдат: «<…> неожиданно мои глаза встретились с глазами ее троих детей, выглядывавших с деревенской печи <…>. Они глотали слюнки, видя, как мы уплетали их картошку и все остальное на столе <…> я видел глаза и худенькие лица детей. <…> Было больно до слез. Поняв наше состояние, хозяйка подошла к печи и закрыла занавеску. Нам сказала: «Вам еще столько предстоит! Вам силы нужны. Будет у вас сила, и я с детишками выживу, не будет - и нам несдобровать» [7].

Проблематика ежедневного героизма на войне проходит красной линией в мемуарах рядовых солдат. Часто героизм простого солдата начинается с осознания опасности, близости смерти и борьбой с самим собой. И.А. Бескин в книге «Правда фронтового разведчика» так вспоминает свою первую встречу с войной, которая произошла не на линии фронта, а на вокзале относительно мирного города. Из санпоезда вполне себе обыденно выгружали умерших в дороге раненых бойцов. «Холодом и нездешним ужасом повеяло от того поезда с ранеными, но никто не посмел показать вида, когда обсуждали встречу на стоянке. Но паршивый холод страха ввинчивался в мозг. Фронт приоткрывал свое безжалостное лицо», – вспоминает автор [8]. Молодым лейтенантам еще предстояло стать настоящими бойцами. В жизни каждого кто, хотя бы раз побывал на войне, обязательно происходит «боевое крещение», когда вчерашний слушатель военных курсов, мирный гражданин или недавний призывник становится воином. Это достаточно важный момент в жизни, поэтому проблематике первого боя или первого осознания войны так много посвящается в мемуарах бывших солдат и младших командиров.

В ХХ веке в русской литературе сформировалось направление, получившее  название «лейтенантская проза». Во многом оно близко мемуаристке рядовых солдат. Прозу данного направления литературные критики характеризуют, как некое смешение остроты, порывистости с определенным житейским опытом фронтовиков. В отечественной словесности оно представлено «поколением вчерашних мальчишек 1923-25гг. рождения», которые защищали свою Родину в годы Великой Отечественной войны. В живых из этого поколения к маю 1945г. осталось всего лишь три процента! Ю. Бондарев, яркий представитель этого поколения, автор романов «Горячий снег», «Батальоны просят огня» напишет: «Нам было тогда и по двадцать и по сорок одновременно» [9].

Образ «войны» и «врага» встречается во всех произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Но, пожалуй, одними из самых запоминающихся, они представлены в повести писателя – фронтовика В.И. Чичкова «Трое спешат на войну» (1989): «Война представлялась мне в образе чудовища, которое высасывает кровь из людей. Молодые, здоровые парни идут на передовую. И потом бредут обратно по ночной тропе в тыл, как приведения, обескровленные и обмотанные бинтами. А навстречу им опять шагают розовощекие парни. И так будет до тех пор, пока не сдохнет это отвратительное чудовище … война»[10]. И каким потрясающим диссонансом звучит образ врага – первоисточника породившего это чудовище-войну. Главный герой повести впервые увидел гитлеровцев: «<…> немчики эти не были похожи на тех врагов советской власти, которых я привык с детства видеть в кино. Наши враги – белые офицеры, басмачи, кулаки, самураи, махновцы <…>. А вот таких немчиков в кино не показывали. Они невзрачные на вид, трезвые и на губной гармошке наигрывают. А оказалось, они пострашнее всех басмачей и самураев…» [10].

Вся «лейтенантская проза» посвящена осмыслению такого явления, которое Ю. Бондарев определил как «тихий героизм» или героизм в себе, который и определил победу в войне.

Проблема изучения исторических событий, особенно таких широкомасштабных, как история мировых войн, всегда связана с проблемой соединения объективного анализа и учета личностных переживаний, где воедино соединены объективные факты и человеческие чувства. Особенность мемуаристки заключается в доминировании психологической сферы автора, отличительная черта изучения исторического документа-источника заключается в исключении «сферы человеческого», личностного из ряда исторических событий. В определенной степени компенсировать подобного рода ситуацию позволяет обращение к  художественной литературе. Автор художественного произведения, в отличие от автора мемуаров, сосредоточен не только на личностных переживаниях. Он моделирует события и психологические реакции своих героев, позволяет более досконально проанализировать исторические события.

В современных исторических исследованиях, посвященных Великой Отечественной войне такие источники, как воспоминания рядовых солдат и младшего командного состава, недостаточно оценены, а литературные произведения писателей-фронтовиков практически не используются в качестве источников личного происхождения. Вместе с тем, именно данная категория источников позволяет более точно, воспроизвести  общую картину войны, эмоционально-психологическое состояние советских солдат и офицеров.

Суммируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что обращение к таким источникам, как мемуары и литературные произведения писателей-фронтовиков, сравнительный анализ представленной  в них  информации и оценочных суждений, является необходимым условием для воссоздания военно-исторической и историко-психологической картины событий  Великой Отечественной войны. 

Список литературы:

  1. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления: в 2 т.: к 105-й годовщине со дня рождения. 13-е изд., испр. и доп. М.: Олма-пресс, 2002.
  2.  Конев И. С. Записки командующего фронтом / [сост. Н. И. Конева]. -  М.: Голос, 2000.- 527с.
  3. Рокоссовский К. К. Солдатский долг/ К.К. Рокоссовский .-  М.: Голос, 2000. -  479с.
  4. Баграмян И. Х. Так начиналась война/И.Х. Баграмян. - М.: Голос, 2000. -  510с.
  5. Баграмян И. Х. Так шли мы к Победе/ И.Х. Баграмян. - М.: Воениздат, 1988. - 638с.
  6. Лелюшенко Д. Д. Москва – Сталинград – Берлин – Прага: записки командарма/ Д.Д. Лелюшенко. 4-е изд., испр. -  М.: Наука, 1987. - 407 с.
  7. Дорохов А. М. Прошу слова/А.М. Дорохов. - Москва: Институт экономических стратегий/Международная академия исследований будущего, 2007г. – 368с.
  8.  Бескин И. А.Правда фронтового разведчика/И.А. Бескин. - Москва: Яуза, Эксмо, 2010. – 341с.
  9. Бондарев, Юрий Васильевич. Горячий снег ; Батальоны просят огня : роман, повесть / Ю. В. Бондарев. — М. : Эксмо, 2013. — 638 с. — (Русская классика).
  10. Чичков В. Трое спешат на войну// Тайна священного колодца: Повести, рассказы, очерки/ В. Чичков. – М.: Советский писатель, 1989. – С.8-133