Телефон: +7 (383)-235-94-57

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Опубликовано в журнале: Власть и общество №1(1)

Автор(ы): Геранина Галина Александровна, Соловьева Екатерина Сергеевна

Рубрика журнала: Актуальные вопросы отечественной истории

Статус статьи: Опубликована 8 января

DOI статьи: 10.32743/2658-4077.2019.1.1.13

Библиографическое описание

Геранина Г.А., Соловьева Е.С. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД // Власть и общество: эл.научный журнал. –2019 – №1(1). URL: https://jhistory.ru/archive/1/13 (дата обращения: 13.12.2019). DOI: 10.32743/2658-4077.2019.1.1.13

Геранина Галина Александровна
канд. филос. наук, доц. ВлГУ,
РФ, г. Владимир

Соловьева Екатерина Сергеевна
магистрант ВлГУ,
РФ, г. Владимир

CHARITABLE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE PRE-SOVIET PERIOD

Galina Geranina
candidate of philosophy science, associate professor of Vladimir State University
Russia, Vladimir

Ekaterina Soloveva
master of Vladimir State University
Russia, Vladimir

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается историография благотворительной деятельности Русской православной церкви в досоветский период. Анализируется социальное служение, осуществляемое монастырями и приходами, а также специфика городской и крестьянской социальной помощи.

ABSTRACT

The article discusses the historiography of the charitable activities of the Russian Orthodox Church in the pre-Soviet period. The social service of the monasteries and parishes, also the specificity of urban and peasant social assistance are analyzed.

Ключевые слова: благотворительная деятельность, общественное призрение, Русская православная церковь, досоветский период.

Keywords: charity, public charity, Russian Orthodox Church, pre-Soviet period.

На протяжении многовековой истории русское православие, как и в целом христианство, всегда следовало принципу милосердия, всепрощающей любви к другому, делающего человека ближе к Богу. Идея благости и гуманности является основной в вероучении христианской церкви, в особенности Русской православной церкви (РПЦ).

Благотворительная деятельность в России неразрывно связана с РПЦ. Нужно заметить, что милосердие, помощь нуждающимся являются неотделимой, довольно важной частью догм Церкви. Говоря о милосердии, самые первые христиане подразумевали идею прощения и деятельную любовь по отношению к любому другому человеку, потому что оно выражает главную идею христианства, что «Бог есть Любовь» [1].

В последнее время многие российские исследователи проявляют интерес к историографии церковной благотворительности, которая берет свои истоки с XIX века, так как в этот период делались многочисленные пожертвования и милосердные дела:  на епархиальном и на приходском уровнях. Именно тогда активно начинает развиваться система общественной и государственной социальной помощи в России. Так, к 1895 году под инициативой РПЦ при монастырях было открыто «… около 810 богаделен, которые оказывали помощь приблизительно 10 тысячам нуждающимся в призрении и 135 больниц на 1700 кроватей» [2, с. 56-57].

Определения понятий «общественное призрение» и «благотворительность» начали появляться в трудах ученых XIX века. Первым, кто попытался определить термин «общественное призрение», был сенатор Стог А.Д. (1778 – 1837). В своей работе «О состоянии общественного призрения XII – XVI веков» Стог отмечает, что «общественное призрение заключает в себе устроение пристанища для бедных, больных, вдов и сирот, доставление им и всем нуждающимся пропитания, покрова, пособия и вообще призрения» [3, с. 2-3].

Статский советник и публицист Максимов Е.Д. (1858 – 1927) в конце XIX века дает следующую трактовку понятия «призрение»: «… призрением бедных разумеют обыкновенно систему мер, имеющих своей задачей организовать, возможно, лучшую помощь бедным при наличии данных общественных и экономических отношений» [4, с. 2].

В 1912 году под издательством Сойкина П.П. (1862 – 1938) вышел «Полный православный богословский энциклопедический словарь», в котором понятие благотворительности раскрывается как «… одно из проявлений любви христианской, когда человек оказывает благодеяние и поддержку нуждающимся в этом, безразлично, будет ли эта нужда духовной или телесной» [5, с. 329].

Выдающийся историк Ключевский В.О. (1841 – 1911) считал, что одним из составляющих элементов нравственного здоровья личности даже в древности было оказание помощи [6, с. 5-6]. Исходя их данного соображения, мы предполагаем, что благотворительность была психологически  нужнее самому помогающему, «нищелюбцу». Милосердие и чувство сострадания у русского человека проявлялось в подаянии (милостыни).

Афанасьев А.Н. (1826 – 1871), историк и фольклорист, публикует свою статью «Историческое развитие вопросов о призрении в России» в 1850 году в журнале «Отечественные записки». В ней Афанасьев проанализировал такие летописи, как Ипатьевская, Лаврентьевская, Никоновская и Троицкая, «Собрания государственных грамот и договоров» и раскрыл новые факты благотворительности и меценатства не только со стороны духовенства, монастырей и церквей, но и со стороны русских князей с X по XV века. Изучив вышеперечисленные источники, историк пришел к выводу, что во времена, когда «… народ не имел понятия о благосостоянии своей страны, вымирал вследствие войн и неурожая, объем княжеской и церковной благотворительности вполне удовлетворял потребности нуждающихся, которые могли взяться за труд после всех пережитых ими бедствий. Только, когда с развитием материальных ресурсов нищета перестает неизбежно предшествовать физической гибели  людей, в обществе «призрение принимает больший объем» [7, с. 123-124].

В 1851 году государственным деятелем и статским советником Ханыковым Я.В. (1818 – 1862) в «Журнале Министерства внутренних дел» был опубликован «Исторический очерк нравственных мер по части общественного призрения в России». Яков Владимирович в своем труде выделяет три этапа становления благотворительной деятельности. Первый этап характеризуется тем, что благотворительная деятельность объясняется только лишь чувством личного сострадания, «… обусловленного в каждом лице большею или меньшею раздражительностью его чувств, составляет, очевидно, весьма непрочную и недостаточную основу благотворительности» [8, с. 65].

Второй этап, наступает тогда, когда благотворительная деятельность становится критерием благочестивого поведения христианина, «только учения христианства утвердило благодеяния на более прочном основании, обратив чувство, из которого проистекает эти деяния, в обязанность религиозную. У народа, принявшего учения Иисуса Христа, исполнение обязанности стало вскоре обычаем» [8, с. 69].

Третий этап становления благотворительности автор связывает с деятельностью государства и его интересов. Ханыков пишет, что различные общества и государства стали понимать необходимость добродетельности не только с этической (духовной) стороны, но и со стороны полезной государственной меры. Также автор отмечает, что именно это понимание и явилось высшей ступенью в становлении общественного призрения и довело его до нынешнего положения благотворительности практически во всех государствах [8, с. 76-77].

Российский правовед и публицист Дерюжинский В.Ф. (1861 – 1920) в своей работе пишет [9, с. 121], что помимо социального служения церквей и монастырей, оказывается городская и крестьянская помощь, а именно: поочередное кормление по домам; натуральные пособия, выраженные в виде хлеба, соли, зерна; милостыня.

Священник Д. Всесвятский исследовал и изучал благотворительную деятельность приходских попечительств, которые относились к «управляемым на особых основаниях» учреждениям. По мнению Д. Всесвятского, «приходское призрение включало в себя обычно несколько видов помощи и поддержки – это материальная поддержка учащихся, просветительская деятельность, медицинская помощь» [10, с. 6].  

Благотворительная деятельность РПЦ в досоветский период имела в своей основе христианские нормы, а также Церковь и государство считали ее одной из своих основных задач. Социальная помощь нуждающимся (нищим, больным и немощным, сиротам) в досоветский период оказывалась Церковью и государством, крестьянами и горожанами. 

Список литературы:

  1. Бог есть Любовь. Священное Писание и святые о Любви // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.pravoslavie.ru/90602.html (дата обращения: 10.12.2018)
  2. Янчук Н.А. Этнографическое обозрение // Императорское Общество Любителей Естествознания, Археологии и Этнографии (ИОЛЕАЭ) при Московском Университете. – М.: Т-во Скороп. А.А. Левинсон, 1899 г. – 188 с.
  3. Стог А.Д. Об общественном призрении в России: в 2 частях. – СПб, 1818. – Ч. 1. – 221 с.
  4. Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. – СПб., 1894.
  5. Благотворительность // Полный православный богословский энциклопедический словарь. – СПб: Изд-во П.П. Сойкина, 1912. – 578 с.
  6. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси / В.О. Ключевский. – Сергиев-Посад, 1892. – 20 с.
  7. Афанасьев А.Н. Историческое развитие вопросов о призрении в России // Отечественные записки. – 1850. – №10. – С.123-144.
  8. Ханыков Я.В. Исторический очерк правительственных мер по части общественного призрения в России / Под ред. Я.В. Ханыкова // Журн. М-ва внутр. дел. – 1851. – Кн. №10. – С. 60-109.
  9. Дерюжинский В.Ф. Общественное призрение у крестьян / В.Ф. Дерюжинский. – СПб: Государственная типография, 1899. – 218 с.
  10. Всесвятский Д.О благотворительных кассах в приходах / Священник Д. Всесвятский. – Ярославль: Тип. Губ. зем. управы, 1891. – 18 с.