Телефон: +7 (383)-235-94-57

ДИНАМИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ

Опубликовано в журнале: Власть и общество №1(1)

Автор(ы): Наумов Дмитрий Иванович, Говзич Анна Владимировна, Пашкова Кристина Эдуардовна

Рубрика журнала: Актуальные вопросы истории и современности международных отношений и внешней политики

Статус статьи: Опубликована 8 января

DOI статьи: 10.32743/2658-4077.2019.1.1.12

Библиографическое описание

Наумов Д.И., Говзич А.В., Пашкова К.Э. ДИНАМИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ // Власть и общество: эл.научный журнал. –2019 – №1(1). URL: https://jhistory.ru/archive/1/12 (дата обращения: 23.08.2019)

Наумов Дмитрий Иванович
канд. соц. наук, доц. БГЭУ,
Беларусь, г. Минск

Говзич Анна Владимировна
студент БГЭУ,
Беларусь, г. Минск

Пашкова Кристина Эдуардовна
студент БГЭУ,
Беларусь, г. Минск

DYNAMICS FOREIGN POLICY PRIORITIES OF THE POPULATION OF BELARUS

Dmitry Naumov
сandidate of Social Sciences, Associate Professor, Belarusian state economic university,
Republic of Belarus, Minsk

Anna Govzich
student, Belarusian state economic university,
Belarus, Minsk

Kristina Pashkova
student, Belarusian state economic university,
Belarus, Minsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются подходы к анализу и оценке внешней политики Республики Беларусь, которые сложились в экспертном сообществе России и Беларуси, выявляются и рассматриваются в контексте объективности оценки роли и места страны в системе международных отношений.

ABSTRACT

In the article we look into the established in the expert community of Russia and Belarus approaches to the analysis and assessment of the foreign policy of the Republic of Belarus. The aim of the article consists in the identification of these approaches and looking into them in the context of the objectivity of the evaluation of the county’s role and place in the system of international relations.

Ключевые слова: внешняя политика, международные отношения, Беларусь,  многовекторность, интеграция.

Key words: foreign policy, international relations, Belarus, multi-vector policy, integration.

В социологии международных отношений под внешней политикой обычно понимают комплекс взаимоотношений между государствами и народами на международной арене в различных сферах. Цель внешней политики заключается в отражении национальных интересов той или иной страны, исходя из чего государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.

С обретением в 1991 году независимости Республика Беларусь вышла на международную арену не только как новое суверенное государство, возникшее в результате распада СССР, но и как страна, имеющая статус европейского государства и наделенная многовековыми историческими традициями государственности [1; 2].

Исторически первыми государственными образованиями на белорусских землях являются Полоцкое, Туровское и Пинское княжества (IX-XIV вв.), на основе которых в дальнейшем было образованно Великое княжество Литовское, Русское и Жемойцкое (середина XIII-XVIII вв.), которое являлось активными субъектам международных отношений. Позже ВКЛ трансформировалось в Речь Посполитую, которая продолжила развивать взаимоотношения с другими государствами. Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919–1991) была одним из основателей Организации Объединенных Наций и полноправным членом данной организации весь период своего существования.

Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статус конституционного закона обозначено началом нового этапа развития страны. Республика Беларусь получила официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., после чего приступила к реализации самостоятельной внешней политики.

Республика Беларусь должна была сформировать свой международный курс в тяжелых условиях, как и остальные постсоветские страны: «Новым государствам, образовавшимся после распада Союза ССР, приходится решать проблему обеспечения своего вхождения в мировое сообщество. Это можно сделать либо через прямое, непосредственное включение, либо через более затяжное включение, опосредованное механизмами совместной интеграции» [3, с. 15].

Мир вступил в стадию радикальных геополитических, экономических, социальных и других преобразований, которые в свою очередь характеризовались высокой силой и подвижностью. Формирование новых центров силы сопровождается увеличением соперничества государств и конкуренцией моделей будущего развития.

Несмотря на реальные трудности, Республика Беларусь после приобретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром. При этом не убирая с приоритетов собственные национальные интересы. Это позволило стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели.

Беларусь является суверенным европейским государством, которое проводит самостоятельную, внешнюю политику, направленную на поддержание мира, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами и вносит значительный вклад в укрепление международной безопасности и устойчивости.

В настоящее время Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 177 странами мира, в настоящий момент представлены загранучреждения в 58 государствах. В 2014 году были открыты посольства в Австралии, Катара, Монголии, Пакистане, Эквадоре и Генеральном консульстве в Милане, в 2016 году – в Грузии, а также в Испании, в полном объеме возобновлена деятельность посольства в Швеции [4].

Иностранные государства представлены в Беларуси 48 посольствам, 4 отделениями посольств, 3 торгпредствами, 40 консульскими учреждениями; международные организации – 17 представительствами. По совместительству из Москвы, Вильнюса, Варшавы и Киева аккредитовано 91 зарубежное дипломатическое представительство[4].

Основной особенностью внешней политики Республики Беларусь является ее многовекторность. Беларусь является центром Европы, что определяет необходимость сбалансированного взаимодействия с двумя центрами силы. Из-за своего геополитического местоположения Беларусь разработала собственную стратегию – «равной приближенности» с Востоком и Западом, которая позволяет эффективно использовать выгодное географическое положение, а также транзитный и промышленный потенциал Беларуси, останется неизменным.

На сегодняшний день одним из главных стратегических партнеров Беларуси остается Россия, что обусловлено общим прошлым (СССР) многогранными связями между двумя государствами. Сотрудничество с Россией является важнейшим компонентом для обеспечения суверенитета страны, экономического и научно-технического развития.

В настоящее время правовая база военного сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией представлена 31 международным договором.

Перед Республикой Беларусь стоят социально-экономические задачи, для решения которых необходимо вовлечение в интеграционные процессы в рамках таможенного союза.

Ценность таможенного союза для Беларуси, России и Казахстана заключается в том, что создается огромный рынок с общим товарооборотом в сотни миллиардов долларов и сельскохозяйственной продукцией.

Главная цель таможенного союза – создание единственного экономического пространства. Единое экономическое пространство представляет собой  общий энергетический рынок, единое транспортное пространство, а главное – равные условия работы для хозяйствующих субъектов.

Беларусь собирается активно идти на сближение с европейскими партнерами. Европейский Союз является ближайшим соседом страны. Республика Беларусь стабильно оснащает энергоносителей в Европу, фильтрует огромное число нелегальной миграции, блокирует проникновение  наркотиков и оружия на прилегающие территории, а также радиоактивных материалов.

Сегодня главная задача страны  состоит в том, чтобы  превратить Беларусь в крупный международный транспортно-логистический центр с целью максимально выгодного географического положения государства.

В современных условиях большая часть международных событий напрямую не связаны с Республикой Беларусь: например, вооруженное противостояние на востоке Украины, борьба в Сирии с группировками, попытка военного переворота в Турции. Однако стоит отметить, что наша страна является крупным участником межгосударственных союзов (Евразийского экономического союза, ОДКБ, Союзного государства Беларуси и России, СНГ и др.).

События, происходящие на международной арене, в определенном плане затрагивают Республику Беларусь, влияют на текущие экономические, политические, культурные и этноконфессиональные процессы, также важно отслеживать реакцию населения на международные события и выделять наиболее чувствительные позиции для наших граждан.

Согласно данным социологического мониторинга, осуществляемого Информационно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (ИАЦ), можно выделить ряд проблемных аспектов развития международных отношений [5]. Так, в настоящее время выделяются следующие наиболее беспокоящих населения Беларуси международные проблемы, самой важно является – ситуация в Украине (59%). Распространение международного терроризма занимает вторую позицию (45%), конфликт России и Запада из-за ситуации в Украине, Сирии – третью (33%).

Население Республики Беларусь стало больше волноваться о долговременных последствиях мирового финансово-экономического кризиса и миасштабах распространения международной наркоторговли (в среднем 7%).

За пятилетний период выросла часть ответов на такие тревожные факторы, как размещение объектов ПРО США вблизи границ Беларуси (на 16,5%), распространение международного терроризма (на 12,5%), международная торговля наркотиками (на 11%), неспособность ведущих мировых государств выработать политику против возникающих угроз (на 9,5%), внешнюю политику США (на 8%).

Таким образом, за пятилетний период население страны значительно повысило критичность по отношению к действиям Соединенных Штатов и мирового сообщества в целом, а также к пониманию опасности транснациональных преступных организаций.

В международной обстановке население обеспокоено ситуацией в Украине (59%), распространением международного терроризма (45%), конфликтами  России и Запада из-за ситуации в Украине, Сирии (33%), последствиями мирового финансово-экономического кризиса (26%), размещения неподалеку от границ Беларуси объектов противоракетной обороны США (23,5%), распространение международной торговли наркотиками (23%), неспособность ведущих мировых государств вырабатывать согласованную политику против возникающих угроз (20%), внешняя политика США (19,5%), торговля людьми и оружием (16%), локально вооруженные конфликты (Ирак, Израиль, Сирия) (16%), политика Евросоюза в отношении Беларуси (13,5%), политика «двойных стандартов» в международных отношениях (11%).

Несмотря на открытость и многовекторность внешней политики Белоруси, страна остается стратегическим партнером России. Это подтверждают и социологические данные – подавляющее большинство населения Беларуси (80%) считает, что в настоящее время больше всего интересы нашей страны отвечают тесному сотрудничеству с Российской Федерацией.

Согласно замерам общественного мнения, для страны представляет интерес сотрудничество с такими странами, как Россия (86%), Китай (32,5%), страны ЕС (32%), Казахстан (27%), другие страны СНГ (27%), Украина (12%), страны Южной и Восточной Азии (8,5%), страны Латинской Америки (6%), США (6%), страны Ближнего Востока (4%), страны Африки (1%).

Следует отметить, что в настоящее время отношения с Россией улучшились, в белорусско-китайском сотрудничестве есть позитивные моменты, также отмечается потепление в отношениях с Польшей и странами Западной Европы, есть прогресс в сотрудничестве с Азербайджаном.

Однако, как отмечают социологи, снизился интерес у граждан к Украине (на 16%), но повысился интерес к сотрудничеству с Китаем (на 11,5%). Следует отметить, что на необходимость сотрудничества с европейскими странами постоянно указывают около трети опрошенных, а таким мощным субъектом международной политики и экономики, как США – 4-7%.

Сотрудничество с Россией, граждане Республики Беларусь всегда ставят на первое место. За пятилетний период количество респондентов увеличилось на 9,5%.

Развитие отношений в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) поддерживают 28% белорусов, ООН, ОДКБ, ВТО примерно по 18%.

Меньше всего жители Беларуси заинтересованы в развитии международных отношений с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ЕС, Международным валютным фондом (МВФ).

Доля граждан, которые считают, что интересы Беларуси отвечают сотрудничеству в рамках Союзного государства Беларуси и России, увеличилась на 13%. В то же время интеграционные предпочтения в отношении ООН, ОБСЕ и ЕС несколько снизились (на 5%).

Участие Беларуси в международных организациях: Союзное государство Беларуси и России (54,5%), СНГ (51%), ЕАЭС (28%), ООН (19%), ОДКБ (18%), ВТО (16%), ОБСЕ (13,5%), ЕС (13%), МВФ (13%), НАТО (2%).

Как отмечалось, 28% белорусов в качестве приоритетов межгосударственного сотрудничества отмечают Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В ходе опроса респондентам был задан вопрос: «Что, по вашему мнению, мешает ЕАЭС развиваться более успешно»? Четверть респондентов (25%) считают, что это в первую очередь связано с нежеланием стран – участников  союза идти на уступки в интересах общего блага, указывают на противодействие тех, кому это невыгодно, и отмечают сложную экономическую ситуацию в странах – членах ЕАЭС.

Аналогичный вопрос был задан в отношении стран Европейского Союза: «Что, по вашему мнению, препятствует успешному развитию отношений Беларуси со странами ЕС?» Здесь на первые места граждане поставили такие факторы, как различия в экономическом и политическом устройстве, нежелание сотрудничать со стороны Европы (28,5%). Союзные отношения с Россией как препятствие указали. 17% назвали союзнические отношения с Россией препятствием, 17%, культурные и исторические различия – 10%, нежелание сотрудничать со стороны Беларуси 7% опрошенных.

Согласно исследованию, жители Беларуси достаточно мобильны и при определенных условиях готовы покинуть свои нынешние места жительства. Так, они сказали, что допускают возможность переезда в другую страну на постоянное место жительства (24% респондентов). Однако они отметили, что в настоящее время у них есть действующая виза для поездки в другую страну, только у 7% респондентов. Они заявили, что планируют оформить визу в ближайшие шесть месяцев, чтобы поехать в другую страну, получить «карту поляка», принять участие в розыгрыше Грин-карты ,13% участников опроса.

Таким образом, динамика внешнеполитических приоритетов населения Беларуси свидетельствует об определенной устойчивости геополитических приоритетов белорусского общества и схожем понимании национальных интересов. Это является социальной основой для формирования и реализации внешнеполитического курса страны, который характеризуется устойчивостью и многовекторностью.

Список литературы:

  1. Белорусский путь / Под ред. О.В. Пролесковского и Л.Е. Криштаповича. – Минск, 2010. – 496 с.
  2. Снапковский, В.Е. История внешней политики Беларуси / В.Е. Снапковский. –  Минск: БГУ, 2013. – 495 с. 
  3. Ценностный мир современного человека: страны Восточного парт нерства, Европейский союз и Россия в международных проектах по изучению ценностей / Д. Г. Ротман [и др.] ; под ред. Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, В. В. Правдивца, Д. Г. Ротмана. – Минск : БГУ, 2016. – 219 с.
  4. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. –  Режим доступа. – URL: http://mfa.gov.by/foreign_policy/ (Дата обращения 22.12.2018).
  5. Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь /[Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://iac.gov.by/ (Дата обращения 22.12.2018).